Повышаем эффективность, или Совет копирайтера заказчику

22 апреля 2008


Повышаем эффективность, или Совет копирайтера заказчику TextBroker

Получая оценки за проделанную работу, часто наблюдаю, как выстраданный текст, на который ушли достаточно серьезные усилия, и который я, как копирайтер, считаю написанным грамотно, интересно и правильно – при проверке заказчиком получает оценку «удовлетворительно». После долгих размышлений, я пришел к выводу, что все дело в том, что заказчик получил вовсе не то, на что рассчитывал.

Ему нужен был текст с сухим научным описанием, а копирайтер постарался писать текст максимально доступно для любых читателей, либо заказчику требовался текст исключительно для поисковых систем, с максимальным включением ключевого слова – а копирайтер лишь вскoльзь эти слова упомянул. Да мало ли каких еще несовпадений может быть!

Вот если бы копирайтер максимально понимал, что именно нужно заказчику – то заказчик получал бы идеальный текст. Были бы довольны все, заказчику не приходилось бы переделывать текст своими силами, а копирайтер радовался бы как ребенок очередной отличной оценке.

Самое интересное – что в системе для заказчика предусмотрена возможность максимально объяснить, что именно требуется от копирайтера. Это поле «описание» на странице заказа.

Хорошее описание:

«Текст предназначен для размещения на сателлите. % повторения в тексте ключевого слова – 3-5%.»

«Избегать диалогов. Избегать сравнений. Никаких пространственных размышлений. Читатель подготовлен к техническим текстам. Описать сущность процесса мацерации, можно пару абзацев истории возникновения и развития»

«Текст в формате очерка. Можно немного юмора. Частота употребления ключевой фразы роли не играет»

Только правильно составленное описание позволит получить заказчику текст, максимально соответствующий его запросам.

Неправильно просто перечислять ключевые слова и в описании указать, что нужен текст с употреблением этих слов.

Пример плохого описания:

«Ключевые слова: пенобетон

Необходимо написать статью информационного характера, с употреблением ключевых запросов, предварительно озаглавив её».

Вариант – копирайтер пишет историю о недостатках пенобетона. Мол, пенобетон – это очень неудобный и никому не нужный материал. Он не подходит для строительства таких-то объектов. Производство и транспортировка пенобетона наносит вред окружающей среде.

Нужна ли заказчику такая статья?? Не думаю. Копирайтер четко следовал описанию? Да. Можно ли предъявить ему какие-то претензии? Нет.

Конечно ситуация утрирована, но по большому счету так и происходит – в ряде случаев заказчик не описывает свои требования должным образом, в результате копирайтеру приходится «телепатить» - но телепатические возможности копирайтера, как известно, ничем не отличаются от способностей обычных людей, поэтому неизбежно несовпадение желания заказчика с «тем-как-я-это-понял» копирайтера.

Поэтому, уважаемые заказчики! Пожалуйста, потратьте полминуты на описание заказа. Это нужно вам в первую очередь. И когда выставляете оценки, пожалуйста, оценивайте текст, не исходя из критериев попадания копирайтером в точку, а из соответствия текста вашему собственному описанию. Это позволит оценивать труд копирайтеров гораздо более объективно, и поможет понять, что не так в составленном вами описании.