Интервью с копирайтером Николаем Медведчуком

5 августа 2016


Интервью с копирайтером Николаем Медведчуком TextBroker

Сегодня у нас интервью с одним из старожилов Бюро копирайтинга Textbroker — Николаем Медведчуком (mmm2008).


Коля, расскажи о себе.

Начну с анекдота:

«Вчера обмывали дипломы. И, представляешь, дипломом так удобно раздувать угли — шашлык получился фантастический. И что-то мне подсказывает, это единственная польза от моего диплома».

Знакомая ситуация? Вот так и мой диплом о высшем образовании лежит себе, пылится. Но 5 лет учебы не прошли зря: было весело. В школе я любил технические науки, в ВУЗе пришлось полюбить гуманитарные: историю, философию, социологию, политологию…. Возможно, в то время и «было посажено» зернышко будущей профессии — копирайтер.


Первые шаги в копирайтинге?

Как сейчас помню, первый написанный текст — об услугах эвакуатора. Сплошная «простыня», без подзаголовков, списков, с сумасшедшими требованиями по вхождению ключевых фраз. Полезность материала — на втором, а то и на третьем плане. Да-да, такие раньше были требования к «идеальным» статьям. Это 2005–2006 гг. Уже больше 10 лет прошло, ужас :)

Первые пару лет работы копирайтером — это медленный Интернет, катастрофически мало информации в Сети. Пару раз даже ходил в библиотеку в поисках материала для очередной статьи. Приходилось сидеть на парах в универе, писать тексты по ТЗ на простом листике обычной ручкой, а дома — набирать все это на компьютере. Потом бежать в интернет-кафе и отправлять заказчику. Хорошо, что такие времена прошли и больше не вернутся.


Коля, почему у тебя такой странный ник?

С 2008 года я пользуюсь ником «mmm2008». Число 2008 — понятно, указывает на год регистрации, а mmm — первые буквы ФИО, но на украинском языке: Медведчук Микола Миколайович. Все весьма банально…

Хотя один интересный случай все же был. Давным-давно, только начиная работать на одной из бирж копирайтинга, я оставил заявку на выполнение заказа. В ответ заказчик написал приблизительно следующее:

«Мне очень понравилась ваша самопрезентация, но, к сожалению, вынужден выбрать другого исполнителя. Почему? У вас незначительный рейтинг, а ваш ник у меня ассоциируется с пирамидой «МММ» и Сережей Мавроди. Вдруг вы меня обманете, не хочу рисковать».

Казалось бы, обычные 3 буквы… А такие фантазии или воспоминания у человека вызвали )) Но больше таких случаев не было, больше не приходилось объяснять заказчикам, что к «МММ» я не имею никакого отношения :)

http://s019.radikal.ru/i628/1605/63/0cdf9e971cca.jpg

Жена Коли Света (тоже автор Бюро, Breeddog) и сын Сема (будущий автор «Текстброкера»:))


Какие твои любимые темы?

Проще назвать НЕлюбимые темы. Это все, что связанно с экономикой, рынком Форекс, кулинарными рецептами. Стараюсь избегать заказов по казино и юриспруденции. Хотя красиво и интересно можно написать практически на любую тему, а вот действительно профессионально — не на многие. И это правильно, потому что нельзя быть экспертом во всем. Одно-два, три направления — потолок, в остальных случаях — поверхностное представление. Думаю, коллеги со мной согласятся.

Не помню, кто сказал, но фраза интересная: «Эксперт — человек, который уже не думает, он знает». Представим ситуацию: вам нужно написать текст о преимуществах деревянных окон. Вы не берете помощь зала (не ждете подсказки от Великого Яндекса и Всезнающего Гугла), а сразу в голове прокручиваете основные моменты. Укажу, что дерево в сутки пропускает в помещение до 2,7 куб. м воздуха, во время производства деревянных конструкций выбросы в окружающую среду сокращаются на 40 % в сравнении с окнами ПВХ, гарантия прочности изделия достигается при минимальной ширине профиля в 78 мм и т. д.

Если вы все это знаете, у вас есть шанс написать экспертную статью о преимуществах деревянных окон, за которую не будет стыдно. И еще одно — очень важен опыт не только в написании статей на определенную тему, но и практический! Я уверен, что человек, который сам шпаклевал стены, расскажет больше, чем копирайтер-теоретик. И так по каждой отрасли.


Коля, я знаю, что ты умеешь находить подход к людям. Расскажи, как вернуть заказчика.

Здесь я придерживаюсь той точки зрения, что даже если клиенту очень нравится конкретный продукт, он со временем все равно задумается о замене. И причин на самом деле множество. Если рассмотреть взаимоотношения заказчика и копирайтера, сотрудничество может прекратиться из-за:

• повышения цены со стороны автора, к чему заказчик не готов;

• увеличения требований к текстам, к которым автор пока не готов;

• периодического несоблюдения сроков из-за высокой загруженности;

• временного отсутствия копирайтера (отпуск, болезнь…).

Мы можем только догадываться, почему заказчик ушел. Лучше его спросить об этом и заинтересовать чем-то: предложить временную скидку (только до 10.07.2016 г. тексты дешевле на 20 %), предложить дополнительные услуги (подбор картинок, работа с семантическим ядром, написание коммерческих предложений и пр.).

У меня был случай, когда я поздравил с новогодними праздниками нескольких стареньких заказчиков, с которыми в данный момент не работал. После этого с некоторыми снова возобновились деловые отношения. Разумеется, в поздравлении не было ни слова о работе, но таким образом я просто напомнил о себе. Сработало!


Есть у тебя какие-то свои особые копирайтерские приметы?

Если честно, я в приметы не особо верю, но сейчас быстренько что-то придумаю )))

1. Перед сдачей текста зашел в чат «Текстброкера» на 5 минут — готовься к просрочке заказа.

2. Когда до дедлайна остается 30 минут, производительность труда увеличивается на 100 %.

3. Увидел в ТЗ требования: по «Адвего» — 100 %, по «Главреду» — 10 баллов? Обойди стороной!

4. Заметил в «Обратной связи» свое имя — не к добру!

5. Заказчик не принял статью через день-два после сдачи — жди автопринятия через 7 дней.

Это, конечно, шутки. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды :)


Ты — бывалый копирайтер. Поделись своими секретами.

У каждого автора — свои секреты, свои наработки. И у меня они тоже есть. Вспомнить бы только… Например, люблю использовать в текстах тематические цитаты известных и малоизвестных людей. Одна из самых популярных цитат в моей коллекции: «Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит» (Генри Форд). Частенько она мелькает в моих статьях.

Дальше — статистические данные. Если тема и жанр позволяют, часто вставляю: % ДТП по Москве, % квартирных краж, % отдыхающих, %... Масса вариантов. Главное — использовать проверенные первоисточники и не вводить читателя в заблуждение.

Иногда начинаю текст с анекдота. А что? Это вызывает интерес, поднимает настроение. Особенно если тема статьи весьма банальная, как, к примеру, замена замка в двери или услуги по ведению бухгалтерского учета. Немного юмора не помешает, если, конечно, заказчик не против. Был случай: заказчик похвалил за анекдот в тексте, сказал, что это креативно, необычно и именно то, что надо. Но руководство сказало: «Удалить, потому что у конкурентов текст обычный и нам тоже нужен обычный». Вот такой вот анекдот!


Пару слов о хобби

О, у меня как раз такой редкий случай, когда удалось совместить работу и хобби. Это я так оправдываюсь, проводя по 24 часа в сутки за написанием текстов. Нет времени на хобби, к сожалению, работа отнимает все. Иногда играем с сыном и женой в настольные игры, рисуем, ходим на выставки с собачками (у нас 2 французских бульдога — мальчик и девочка). Люблю смотреть ужасы и фантастику, в компьютерные игры не играю ни в каком проявлении. И при нашем с вами ритме работы даже 8-часовой сон превращается в хобби ))

http://s016.radikal.ru/i334/1605/70/f1b72c5dd3bc.jpg

Шуня и Фима спят


Наш любимый вопрос: чай или кофе? :)

И то, и другое. От кофе отказывался несколько раз, но пока безрезультатно. Сын с женой ругают, когда я пью кофе, — вредно, говорят. Согласен, что вредно. Вот еще немного и откажусь :)


Какие у тебя планы на будущее?

Работать, работать и еще раз работать.


Что можешь пожелать коллегам?

Встретились два писателя.

Первый с восторгом говорит: «Я же недавно купил твою книгу. Ты — настоящий талант: божественный стиль, изумительный сюжет. Отличная книга, поздравляю!»

Второй с грустью в глазах: «Ааааа, так это ты купил…»

Ребята, искренне хочу пожелать, чтобы история о двух писателях к вам не имела никакого отношения. Пусть ваши тексты будут востребованными!