Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Мастерская копирайтинга - СТИЛИСТИКА. Все предложения важны, все предложения нужны

15-12-2012

Принято считать, что в интернетных текстах лучше воспринимаются простые короткие предложения. Все гуру наперебой рекомендуют писать так же понятно, как мы говорим. Объяснять любую вещь на самом элементарном уровне. Использовать общеупотребительные слова, избегать терминов и сложных синтаксических конструкций…

Слышали такое?

Думаю, не раз. Однако при этом как-то забывается, что закон этот далеко не догма. Иначе идеалом для райтера был бы стиль Эллочки-Людоедки — краткий, емкий и даже местами понятный :).

Да, короткие предложения должны преобладать, однако подгонять их все без исключения под определенное количество слов будет ошибкой. Ведь в итоге может оказаться, что такой «идеальный» текст не привлекает, а наоборот, отталкивает читателя — хотя бы из-за неестественной монотонности речи.

А потому в приведенное выше правило надо внести уточнение: в умеренных дозах большеразмерные предложения в текстах могут присутствовать. Правда, употреблять их следует только в нужных местах — там, где без таких конструкций просто не обойтись.

Например, они совершенно незаменимы в случае, если необходимо замедлить ритм текста.

Ведь, как известно, каждый текст имеет свой ритм. Один неторопливо повествует о чем-то, вдумчиво описывает каждую деталь. Другой — заставляет читателя пробегать взглядом по строкам с напряженным вниманием.

Сам же ритм текста напрямую зависит от длины предложений. Короткие фразы делают повествование динамичнее, энергичнее, напряженнее. Длинные предложения наоборот — замедляют темп речи, создают впечатление основательности, позволяют объяснить все подробности.

Так что вывод сделать несложно: длинные предложения уместны там, где нужно добиться предельной ясности высказывания, завоевать доверие читателя. А короткие фразы, состоящие из минимума слов, следует употребить там, где нужен энергичный призыв к действию, акцент на какой-то детали.

Особого эффекта можно достичь, если сначала притупить бдительность читателя какой-то увесистой многословной конструкцией, а потом поразить короткой фразой — в совокупности они могут произвести большое впечатление.

Однако работать с длинными предложениями нужно чрезвычайно осторожно. В первую очередь нужно следить, чтобы они были понятны читателю и не запутывали бы его больше, чем требуется:).

Составляя подобную конструкцию, необходимо придерживаться таких рекомендаций:

1. Подлежащее и сказуемое должны находиться в первой части предложения и желательно рядом. Ведь именно они определяют, что происходит, и будет честно, если читатель получит эту информацию в первую очередь. А уже потом, пробежав предложение до конца, дополнит суть подробностями.

2. Использовать активный залог вместо пассивного (писать не было выполнено, а выполнили) и глаголы вместо отглагольных существительных (говорить не прошлись маршем, а промаршировали).

3. Избегать лишних слов, которые не несут смысловой нагрузки. Они часто встречаются в тавтологических сочетаниях (вроде май месяц), канцеляризмах (имеется отсутствие присутствия) и пр.

Как узнать, что слово лишнее? Очень просто — прочитайте предложение без него. Если смысл практически не изменится — слово смело можно убирать. И вообще: если есть возможность заменить несколько слов одним-единственным, сделайте это — читатели будут вам благодарны.

← Перейти к списку статей