Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Мастерская копирайтинга - СТИЛИСТИКА. Стилистические ошибки: а все-таки лучше без них!

12-01-2013

Ошибки ошибкам рознь: есть орфографические, пунктуационные и даже логические. А есть стилистические, и они, смеем вас уверить, занимают далеко не последнее место в рейтинге копирайтерских недочетов.

Самые коварные из них пробираются даже в творения маститых авторов, заставляя читателей недоуменно пожимать плечами. Что же говорить о нас, рядовых тружениках пера и клавиатуры: стоит нам немножечко расслабиться — и они толпами врываются в наши работы.

Именно поэтому нам нужно стоять непокобели… непоколебимо и не позволять им брать над собой верх. А чтобы этого не случилось, назовем врагов поименно — авось это поможет вам изловить их в собственных статьях.

Сегодняшний урок мы посвятим тем ошибкам, которые образованы избыточным употреблением слов, знаков и прочих элементов текста.

Итак, вот они, коварнейшие из коварнейших, опаснейшие из опаснейших — ошибки, которые то и дело пытаются пробить брешь в нашей грамотности.

Лишние местоимения

Это, пожалуй, самая пронырливая и самая распространенная стилистическая ошибка. На первый взгляд она кажется безобидной, а потому ее замечают нечасто — только тогда, когда текст начинает зашкаливать от количества местоимений свой (свои, своя), мы (нас, наше) и т. д. Возьмем, к примеру, предложение: Наша компания «Шуши-мыши» предлагает всем своим клиентам свои услуги по устранению грызунов — с ним явно надо что-то решать. Либо убирать лишние местоимения (наша, все, свои), либо добавлять еще одно — своих — перед грызунами… для достижения юмористического эффекта.

Узнать, что местоимение лишнее, просто — достаточно его выбросить из текста и посмотреть, не «смазывается» ли смысл. Если нет — то возвращать «иждивенца» и не нужно. Однако не перестарайтесь: в некоторых случаях местоимение просто необходимо — оно облегчает читателю понимание. А бывают ситуации, когда выбросить его из фразы никак нельзя. Так, в предложении: По ошибке карманник залез в свой карман, а не в чужой — как раз в местоимении вся соль.

Переизбыток вводных слов

Естественно, вводные слова — это не грех. Разумеется, если они употреблены в меру. Возможно, некоторое их количество в текстах даже полезно (само собой, если они употреблены с какой-то целью). Но если вводные слова и словосочетания пишут просто потому, что надо как-то заполнить паузу между предложениями, они становятся стилистической ошибкой, поскольку не несут ни смысловой нагрузки, ни эмоциональной.

Особенно худо дело, если они обосновались в длинном предложении со сложной структурой. Его и так прочитать (и понять!) непросто, а тут еще спотыкания на вводных словах. Пара-тройка таких предложений — и читатель просто махнет на текст рукой, решив потратить время на более удобоваримую статью.

«Сложные» сказуемые

Мы часто говорим о речевой избыточности в сказуемых, не находите? Но что поделать, если это одна из самых популярных ошибок у пишущей братии. Да вы и сами знаете: вроде, и помните об этой ошибке, но иногда рука сама набивает: совершать действие вместо действовать, осуществлять руководство вместо руководить… Стоит немного недобдеть, и из-под пера появляется эдакий монстр: Совершены действия по осуществлению преобразования предложения — а ты сидишь и недоумеваешь, из каких глубин подсознания он явился.

Так что расслабляться не нужно. Однако производя «чистку» в рядах сказуемых, соблюдайте меру. Не стоит насильно сокращать сочетания, которые в этом не нуждаются (так, оказывать услуги не нужно сводить до услуживать — это все же разные вещи, правда? ;)

Лишние пунктуационные знаки

Нет, мы имеем в виду не запятые, а «эмоциональные» знаки — вопроса и восклицания. На некоторых сайтах их можно увидеть в самых немыслимых сочетаниях и количествах. И при этом чуть ли не в каждой фразе — ?? или !!!

Да, текст получается эмоциональный. Однако очень и очень чересчур. Слишком экстравагантный для рядового потребителя, слишком экзальтированный и истеричный. Переизбыток эмоций играет в минус — ведь редким читателям нравится нервозность — как в людях, так и в текстах.

И еще. По правилам ставить рядом несколько ОДИНАКОВЫХ знаков нельзя (три точки не в счет, ведь это один знак — многоточие). Видимо, недаром?!

Перебор с подзаголовками и списками

«Каждому предложению — свой подзаголовок, каждому абзацу — свой список!» — кажется, таков девиз некоторых авторов, и они неукоснительно ему следуют. Да, подзаголовки в разумных дозах — это плюс. Но, когда этих элементов слишком много, он сразу же превращается в противоположный знак. Такие тексты смотрятся неважно — они слишком пестрые, чтобы читатель воспринимал их без напряжения.

А потому умеренность и еще раз умеренность — она и в этом случае произведет самое лучшее впечатление.

← Перейти к списку статей