ОРФОГРАФИЯ. Ну Очень Большие Буквы: в Заголовках и Не Только

7 февраля 2011


ОРФОГРАФИЯ. Ну Очень Большие Буквы: в Заголовках и Не Только TextBroker

Любим мы большие буквы. За заметность, торжественность, да и, чего греха таить, просто за красоту. И частенько используем этот способ, чтобы привлечь внимание. Оно, конечно, ничего – в продающем тексте многое дозволено… Но злоупотреблять таким средством тоже не стоит – чрезмерный пафос скорее отталкивает, чем привлекает. Поэтому нелишним будет повторить пару орфографических правил. Авось в жизни да пригодятся.

Если говорить о заголовках, то иногда они в своей продающей модификации полностью состоят из слов, начинающихся с большой буквы (см. заголовок нашей статьи). В английском варианте это смотрится очень естественно – ведь там существует традиция оформлять заголовки таким образом. Однако в русском варианте они выглядят немного странно. Внимание-то привлекают, однако обилие разноформатных букв часто делает фразу неудобочитаемой. Хотя… Здесь уж решайте сами.

А вот орфографические правила в этом вопросе безапелляционны: в заголовке должна быть одна прописная буква – в самом начале. Плюс в именах собственных или в наименованиях (но об этом далее). Так что неудобоваримое предложение: «Гильотина – Отличное Средство Избавиться от Головной Боли Раз и Навсегда», если применить правила, превращается в гораздо более читабельное: «Гильотина – отличное средство…» Можно с восклицательным знаком в конце. Разумеется, коль посчитаете нужным.

И еще одно правило насчет заголовков. Если они состоят из двух названий, которые соединены союзом «или», перед ним рисуют запятую, а следующее слово начинают с прописной: «Финансовая пирамида, или Как заработать на сетевом маркетинге».

А теперь вспомним о применении больших букв во всех остальных случаях. С заглавной принято писать:

1) имена собственные (то есть принадлежащие конкретной личности или единственному в своем роде неодушевленному предмету) – имена, прозвища людей, клички животных, астрономические и географические названия;

2) наименования – названия организаций, событий и эпох, праздников, наград, памятников и произведений искусства, книг-газет-журналов и т. д.

Разницу между этими двумя категориями уловить весьма трудно, поэтому рекомендуем их запомнить. Зачем? А потому что правила написания для них отличаются.

Что касается имен собственных, то все слова, которые в них входят, оформляют с прописной (кроме служебных): Эдуард Фемистоклович Бублик, Мальчик-с-Пальчик. Но: Свинозабойная улица, принцесса Кровь-и-Снег (персонаж доброй детской сказки, между прочим). Почему «улица» и «принцесса» с маленькой? Потому что это так называемые родовые понятия: «принцесс», как и «улиц», пруд пруди, и вышеупомянутые – лишь элемент целой группы.

Для наименований же (см. п. 2 выше) общее правило немного другое: прописной осчастливлено лишь первое слово: Международный день любителей пива, Нью-Васюковский институт практической хиромантии. Но только возьмите на заметку: если в такой конструкции попадется имя собственное, не забудьте оценить его по достоинству и написать с заглавной (Почетный пожарный Нечерноземья, например).

В официальных документах наименования (да и обычные родовые понятия) могут приобретать статус имен собственных и заявлять о себе во весь голос. Тогда пишут: Высокие Договаривающиеся Стороны, Издательство, Автор.

Запомнили? Отлично. А теперь надо усвоить и другую истину: правила правилами, но исключений из них не счесть. Сказывается историческая традиция, иностранные заимствования и т. д. Так, в наименованиях День Победы, Аллея Славы, Могила Неизвестного Солдата, Франс Пресс (название информагентства), а также во многих других все слова традиционно пишутся с большой. А в бытовом употреблении или в экспрессивной речи некоторые имена собственные и наименования понижаются в статусе до маленькой буквы: держиморда, лексус, запорожец.

Поэтому неплохо бы держать под рукой орфографический словарь и иногда, особенно в запущенных случаях, с ним сверяться. Ну или с его интернет-версией на gramota.ru.

P. S. Наверняка вы в курсе, но не могу не сказать. Если в тексте речь идет об Интернете как о Всемирной сети – это имя собственное, а следовательно, здесь место большой букве. Если же вы оперируете понятиями интернет-страница, интернет-ресурс и т. д., они пишутся с маленькой. И наконец, самое элементарное: в текстах, предназначенных для публикации на веб-ресурсах, не принято писать «Вы» с большой буквы, ведь рассчитаны эти материалы на широкую огласку. А вот в письмах или официальных документах – пожалуйста.

Перейти к списку статей