СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Универсальный копирайтер. Часть вторая

30 ноября 2013


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Универсальный копирайтер. Часть вторая TextBroker

Приветствую, коллеги! Давайте и сегодня продолжим наш разговор об универсальном копирайтинге. Поговорим же мы на этот раз о том, как не перейти ту грань, где кончается творчество и начинается штамповка текста. А грань эту, если уж по-честному, перейти можно запросто. Впрочем, обо всем по порядку.

Универсал не значит штамповщик

Думаю, не только я впадал в ту крайность, когда хочется браться за все заказы подряд. Пресс-релиз? Берем! Продающий текст? Напишем! Сценарий для ролика? Да никаких проблем!

И ладно, если бы столь различные по своей структуре и содержанию материалы писались вдумчиво, с погружением в тему и неминуемыми муками творчества, ведущими к созданию «конфетки». Ан нет! Мы же универсалы, у нас слишком много разнородных заказов, чтобы «ковыряться». Есть конкретные сроки сдачи, не менее конкретная дневная норма и масса самоуверенности. Напишу — не впервой!

Кто бы спорил, написать при таком подходе можно что угодно. Дело-то мастера боится! Проблема только в том, что авторский копирайтинг не предполагает конвейерного метода работы. Нельзя в один и тот же день кидаться из крайности в крайность, хватаясь за все подряд. Вернее, можно, конечно. Только качество подобного материала будет явно не на высоте.

Одна из главных проблем написания по методу «галопом по Европам» — постоянная нехватка вводной информации и отсутствие желания ее получить. По-хорошему, надо бы написать каждому клиенту и детально разузнать о том, каким он видит свой текст:

• Официальный, ироничный или вообще несколько панибратский стиль?

• Делать упор на эмоции или придерживаться фактов?

• Есть ли примеры того, что нравится?

• Как будет использоваться материал: для прямой или скрытой рекламы?

• Критичны ли неправильные ключевые вхождения или ради красоты материала он готов пересмотреть набор ключей?

Таких вопросов при правильном подходе к написанию текста у каждого серьезного копирайтера набирается с десяток или два. Хорошо, если задается из них хотя бы несколько. Да, я знаю, что в такие моменты у автора появляется два главных врага: a) нежданно появившаяся стеснительность, б) безграничное доверие собственной интуиции.

Мы порой думаем так:

Начни я сейчас его забрасывать ворохом вопросов, он просто возьмет и передаст заказ более сговорчивому коллеге. Ай, да напишу как обычно, — примет, куда он денется. Да и времени у меня особо нет — надо скорее сдавать его текст на главную страницу и писать трактат о ремонте бульдозеров в ночное время.

Вот так и выходит, что делая все «на четверочку», копирайтер уже привыкает к такому стандарту работы. Сдал — приняли. Сдал — приняли. Сдал — не приняли. Почему?! Как?! Как это вы совсем не такой текст имели в виду? Как это «не цепляет»? Я всегда так пишу продающие тексты, почему это ваш должен отличаться? Ах, вы хотели не как у всех?! Странный вы…

Универсал — круглый отличник

Умение писать «почти обо всем» не снимает с копирайтера ответственности за качество материалов. Коль уж заявили о себе как об умелом универсале — извольте соответствовать. Универсальный копирайтер — это отнюдь не тот, кто умеет немножко писать релизы, немного — продающие тексты и справится с неймингом. Универсальный копирайтер — это специалист широкого спектра, прекрасно осознающий важность каждой отдельно взятой задачи.

Сесть писать материал, не зная досконально требований клиента, — это значит начать проигрывать партию, даже ее не начав. Универсал — это человек, который моментально генерирует в голове десяток главных вопросов при виде любого заказа. Причем не просто генерирует, но и пытается получить на них ответы. Универсал — профи, видящий весь текст еще до того, как тот был написан.

Не доверяйте извечному «авось» и коварной интуиции, учитесь быть универсалом с персонализированным подходом к каждому клиенту. Только в этом — победа!

До встречи, друзья!

Перейти к списку статей