СТИЛИСТИКА. Чтобы не было грустно: средства речевой выразительности

15 марта 2011


СТИЛИСТИКА. Чтобы не было грустно: средства речевой выразительности TextBroker

«У вас большая проблема. Товар Х избавит вас от нее. Заказывайте товар Х.»

Как вам такой продающий текст? Все по Лермонтову: и скучно, и грустно… Нет, конечно, попытаться продать с его помощью можно… Но удастся ли? Бо-о-ольшой вопрос.

В чем здесь ошибка? В том, что копирайтер впихнул в текст только информацию и не позаботился о том, чтобы сделать его интересным читателю. А он такого наплевательского отношения к себе не простит. Как пить дать.

Итак, если мы хотим, чтобы наши материалы читали (как минимум), они должны быть привлекательны для потребителя. А будут они таковыми тогда, когда втягивают клиента во взаимодействие, вызывают эмоции и вообще – написаны нескучно и разнообразно.

Сделать таким текст автору помогут средства речевой выразительности. Что это за фрукт? Это специальные приемы, с помощью которых можно добиться того эффекта, на который мы рассчитываем. Поскольку тема у нас обширная, сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, а с остальными продолжим знакомство в следующих уроках раздела «Стилистика».

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, приведем самый простой и еще со школы известный пример – риторические вопросы, восклицания и обращения. Да, это тоже средства речевой выразительности, которые служат для показного выражения эмоций, экспрессивного утверждения и отрицания. Такие конструкции резко выделяются на фоне повествовательных предложений и повышают выразительность речи. Примеры: «Замечательно! Год работы псу под хвост!; Не знаете, как избавиться от головной боли?; Дорогие посетители, вы кое-что забыли».

Иногда употребляют несколько вопросов подряд. Такая конструкция (ее называют дубитацией) повышает градус эмоциональности и, заставляя читателя мысленно отвечать, словно бы подталкивает его к какому-то выводу: «Хотите знать, почему вам так плохо? Вы не в курсе, как избавиться от тревоги? Сомневаетесь, что у вас это получится?»

Бывает, что автор, задавая вопрос, отвечает на него сам: «Страдаете от артрита? Две недели терапии – и вы забудете о нем навсегда.» Такой прием именуется объективизацией. А вот если поменять местами утвердительное и вопросительное предложения, налицо совсем другая фигура – обсуждение. Она хороша тем, что немного замедляет темп речи, привлекает внимание к проблеме и заставляет задуматься о ее последствиях: «Вам плохо и вы ломаете голову над тем, что делать. Так, может, стоит кому-то поведать о своем состоянии?»

Установить контакт с читателем призвана и коммуникация – это средство позволяет автору устраниться от необходимости сделать вывод и передать эту обязанность потребителю, что очень импонирует последнему: «Заказать товар легко и удобно. Судите сами».

Ну а такие средства, как сегментация и парцелляция используются в основном в заголовках. Сегментация характеризуется тем, что делит предложение на две вполне законченные части посредством двоеточия (например, см. название сегодняшнего урока), а парцелляция придает фразе новый смысл, отделяя последнее слово или словосочетание точкой: «Отныне мы вместе. Навсегда.» (Варианты: «Навсегда?; Навсегда!».

Если эти средства ввести в наш первоначальный скучный и грустный текст, выйдет что-то гораздо более привлекательное.

«Вас мучает какая-то проблема? Вы стесняетесь рассказать о ней окружающим? Боитесь, что над вами будут потешаться? Сегодня ваши страхи уйдут навсегда! Товар Х полностью избавит вас от этого неудобства, причем всего за неделю. Сомневаетесь? А зря. Тысячи людей подтвердят, что так оно и есть. Судите сами: на текущий момент у нас скопилось 67 988 благодарственных писем от клиентов со всей России. Они уже испробовали это средство и убедились, что оно реально работает. Попробуйте и вы. Сейчас! А что тянуть?»

Ну как-то так вот).

Перейти к списку статей