Метафора – одно из любимых средств речевой выразительности человечества во все века и времена. Ей уже не одна тысяча лет, но эта фигура до сих пор в активном ходу у литераторов, журналистов, политиков, психотерапевтов и скептически настроенных диагностов хаусовского толка. Надеемся, она пополнит и речевой арсенал копирайтеров – работников пера и клавиатуры.
Между прочим, это была метафора. Как и множество других, много лет будоражащих наши умы: призрак коммунизма, коричневая чума, паралич власти и более приятные грезы любви. Некоторые исследователи до сих пор бьются над загадкой магической притягательности этой фигуры речи, приписывают ей чуть ли не волшебные свойства, например возможность формировать стереотипы поведения. К тому же – на подсознательном уровне.
В чем же фантастический успех этого средства речевой выразительности? В том, что оно эмоционально и образно, воздействует не только на разум, но и на чувства и, в конце концов, заставляет человека составлять нужное автору мнение.
Словом, метафора – настоящий клад для копирайтера, который жаждет поразить умы своих читателей. Остается мелочь – научиться ее применять.
Но сначала, оставив дифирамбы, надо все же разобраться, что собой представляет эта фигура. В классическом литературоведении метафорой именуют перенос имени с одного предмета (реалии) на другой на основании сходства между ними.
Если перевести это на человеческий язык, окажется, что метафора – это выражение, употребляемое в переносном смысле по отношению к чему-то. Причем между этим чем-то и смыслом самого выражения существует аналогия, подобие. (Гм. Ладно. Тем, кого этот абзац окончательно запутал, предлагаем не вникать дальше, а пропустить его и перейти к примерам))).
А вот и примеры. Так, можно сказать банально: выражение недовольства, а можно элегантнее: взрыв негодования. Пауки в банке (о политиках), книжный голод, облако в штанах – это метафоры. Как, кстати, и обойти конкурентов, проблемы рассосутся, разжечь страсть… В общем, метафоры буквально роятся вокруг нас, надо только их поймать и заставить трудиться.
В работе можно прибегать и к тем метафорам, которые у всех на слуху, и к самопридуманным, то бишь авторским. И те, и другие оживят ваш текст и заставят читателя отнестись к нему гораздо проникновеннее, так сказать, с личных позиций.
Ученые установили, что львиная доля метафор, которые так любят публицисты, тяготеет к нескольким образам:
– машин и механизмов (двигатель реформ, маятник настроения);
– развития растения, животного, человека (рост продаж, корни неудачи);
– борьбы, войны (завоевание рынка, компания вступила в игру, сразить словом);
– театра, цирка (сценарий кампании, расписать роли);
– дороги, средств передвижения (на обочине жизни, догнать и перегнать конкурентов);
– форм деятельности (прохлопать тендер, взрастить достойную смену);
– заболеваний и прочих медицинских дефектов (вирус экономического кризиса, фирму парализовало).
Возьмем простое, как стол, предложение: Компания «Суперхрюк» была основана 3 года назад. Попробуем украсить его яркой метафорой. Компания «Суперхрюк» начала завоевывать рынок всего 3 года назад… (так и хочется продолжить: но уже сейчас на голову выше многих более «взрослых» конкурентов). А ничем не примечательная фраза: Мы умеем писать продающие тексты на самом высоком уровне превращается в такую: Мы взрастим для вас продающие тексты, приносящие рекордные денежные урожаи.
Так что пользуйтесь на здоровье. Однако будьте осторожны: не загромождайте предложений образами, не увлекайтесь красивостью фразы – цветистые слова не должны затмевать смысла. Ведь именно он для читателя – главная цель. А эта фигура – лишь приправа, которая придает текстовому блюду пикантность и обостряет восприятие.
Ну вот, снова метафора. Не удержалась).