СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Лид – хорошее начало отличной новости

16 июня 2011


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Лид – хорошее начало отличной новости TextBroker

Случилось! Пьедестал под Эйнштейном закачался! Ученые доказали, что он не был гением и его теория относительности далеко не так совершенна, как считалось.

Слыхали что-то подобное?

Нет? Ну и славно. Потому что это не факт, а всего лишь начало новости – пример того, как некоторые журналисты пытаются заинтересовать аудиторию. Пример не совсем удачный, согласны, но некое будоражащее впечатление оставляет. Чего и требовалось добиться.

Да, верно: бодренькое начало – это не панацея от недостатка популярности. Но роль его далеко не последняя. Ведь именно первые фразы задают тон дальнейшему повествованию, оставляют пикантный привкус даже после прочтения всего остального текста.

Однако обо всем по порядку. Прежде чем говорить о том, с чего новость начать, давайте разберемся, из каких элементов ее нужно строить.

На самом деле формула сенсационной новости элементарна:

1. Сногсшибательный заголовок.

2. Увлекательное (информативное) начало.

3. Нескучное изложение подробностей.

4. Забористый вывод.

Как написать заголовок статьи, который привлечет внимание, мы в свое время достаточно рассказали в разделе «Продающий текст», так что повторяться не будем. Отметим одно: в жанре новостей разрешено больше вольностей и, чтобы заинтриговать публику, можно применять самые нетривиальные средства. Разумеется, при этом стоит помнить, что все хорошо в меру и заголовок типа «Старик Эйнштейн был завербованным агентом пришельцев» нельзя признать удачным – все-таки здравый смысл (на пару с корректностью) тоже должен иногда незримо присутствовать.

Что касается самой новости, то профессионалы советуют строить ее по принципу перевернутой пирамиды – сначала сообщение важного факта, которое должно зацепить читателя (то самое информативное начало), а далее – рассусоливание события во всех ярких и не очень подробностях.

Как правило, это информативное начало журналисты помещают в так называемый лид (своеобразное вступление).

Зачем нам лид? Ну почти для того же, что и заголовок. Заголовком мы привлекли читателя и заставили кликнуть на ссылку; лидом дали понять, о чем будет идти речь в новости и получит ли человек удовольствие от дальнейшего чтения (то есть стоит ли ему тратить время на остальную информацию).

А теперь техника – перечень приемов, к которым можно прибегнуть в лиде, чтобы достичь необходимого эффекта:

1. Повествование – уведомление о фактах. Может содержать краткий рассказ о событии (лид-рассказ), сообщение ключевого факта (лид одного элемента), нескольких фактов (лид-обобщение) или же всех фактов, которые автор находит важными (лид-вешалка).

Если в новости упоминается какой-то персонаж, часто незаменима лид-идентификация:

а) немедленная (она, как правило, начинается с ответа на вопросы: КТО? ЧТО СОВЕРШИЛ?) или

б) затянутая (когда приводится характеристика героя).

2. Обращение – в лиде используют такие средства речевой выразительности, как риторическое обращение или коммуникация.

3. Вопрос – вступление начинают с риторического вопроса, дубитации, объективизации, обсуждения и т. д. (за расшифровкой терминов просим в раздел «Стилистика» :)).

4. Цитата – банально дублируют высказывание кого-то из героев новости. Ну или приводят какую-нибудь другую цитату – из песни, стиха, фильма и др.

5. Намек – в лиде только намекают на событие, надеясь, что недосказанность подвигнет читателя выяснить, в чем же дело.

6. Комментарий – лид содержит мнение автора по поводу описываемых ниже событий.

7. Афоризм (так называемый лид – одиночный выстрел) – применена одна-единственная эмоциональная фраза, нередко в виде афоризма. Например: «Эйнштейн промахнулся!»

Это главные виды лидов. А кроме того, есть лиды сенсационные, анекдотические, драматические, ретроспективные, контрастные… И так далее, и тому подобное.

Бывают ли новости без лида? Естественно. Но с ним они получаются интереснее, информативнее и… объемнее. И, кстати, еще один момент: новости с лидом отлично вписываются в веб-формат и великолепно подходят для публикации на различных интернет-ресурсах.

Перейти к списку статей