Таки да – и снова мы о них, любимых. А что делать: кое-что мы подзабыли, кой-чего не знали совсем… Словом, самое время браться за ум и начинать ставить их на место.
А для этого надо напомнить себе Самое Главное Правило Закавычивания: кавычками выделяются условные наименования. Что это за зверь? Да личное имя, которое присвоил предмету (или группе предметов) человек, чтобы выделить его из общего ряда. Скажем, есть множество самолетов – и имеется «Боинг», существует масса романов – и написаны единственные и неповторимые «Война и мир», «Отцы и дети». Как видите, ничего сложного – курс средней школы.
Трудности начинаются дальше, когда люди пытаются выяснить вопрос о правописании названия в конкретной ситуации. «Москвич» или москвич? «ТУ-104» или ТУ-104? Ведь, случается, эти и подобные слова пишут в кавычках и без них – так какой же из вариантов правильный? Попробуйте-ка разгадайте.
А ничего гадать не надо. Вам следует:
а) знать вышеуказанное Самое Главное Правило и
б) помнить, что из него есть о-о-о-о-очень много исключений.
Вот их-то мы и озвучим.
1. В кавычки не берут названий, у которых отсутствует условный характер. Поэтому пишем: Киевский педагогический университет, Академия народного хозяйства, Большой театр.
2. Без кавычек обходятся и названия госучреждений в виде сложносокращенных слов и аббревиатур: Госдума, Мосгортранс, завод АТЭ-2 и т. д. Однако если рядом с ними обосновалось родовое слово, кавычки требуются (ГУП «Мосгортранс»). Названия коммерческих организаций подобного типа вообще изначально пишутся в кавычках: «Росгорстрах», «Техноэкспорт», «АиФ» («Аргументы и факты»), «ЛГ» («Литературная газета»).
3. Не приемлют закавычивания названия имени кого-то: колхоз имени Рабиндраната Тагора, фабрика имени Карла Маркса и т. д.
4. Кавычки – совершенно лишнее украшение в названиях телеграфных агентств (агентство Франс Пресс, ИТАР–ТАСС), а также аббревиатурных названиях спортивных команд (ЦСКА). Почему? А кто его знает. Так исторически сложилось.
5. Не нужно кавычить названия медалей и орденов, других знаков отличия, если они синтаксически связаны со словами орден, значок, медаль и т. д.: орден Святого Георгия, медаль Ушакова, значок ГТО, Золотая Звезда Героя Российский Федерации. А вот если такой связи нет – кавычки будут вполне уместны: орден «За военные заслуги», медаль «За отвагу».
6. Названия, которые стали общеупотребительными для предметов подобного рода, уже можно не кавычить: наган, френч, галифе, анютины глазки, антоновка, белый налив (сорт яблок). Примеры из наших реалий: ксерокс, памперсы.
Сюда же отнесем и названия автомобилей в бытовом употреблении (приехал на москвиче), в том числе и с уменьшительными суффиксами: уазик, фордик.
В других же названиях марок автомобилей, самолетов, спутников, межпланетных станций, баллистических ракет и прочих чудес мирной и не очень техники кавычки необходимо все же применить: космический корабль «Восток-1», самолеты «МиГ-15», «У-2» (даже если это названия неофициальные: «кукурузник», «дэушка»). Кстати, о самолетах: в специальной литературе названия такого типа идут без кавычек.
7. Не берут в кавычки и клички, а также породы животных: корова Мурка, орловский рысак, собака фокстерьер.
8. В специальной литературе названия сортов растений тоже идут без кавычек: земляника Виктория, тюльпан Черный принц. Но вот во всех прочих текстах ситуация будет обратная – кавычки обязательны: пшеница «крымка», гладиолус «элегия».
Отдельная тема – импортные наименования. Если они прописаны русскими буквами, разговоров нет – только кавычки: концерн «Дженерал моторз», театр «Ла Скала». Но вот если название дается в оригинальном варианте, оно теряет право на кавычки: автомобили Toyota, Daewoo Matiz.
Еще одна интересная деталь – как употреблять кавычки, если ими надо обозначить слово внутри закавыченного словосочетания? Для этого применяют кавычки разного рисунка: «елочки» (для внешнего закавычивания) и „лапки“ или "компьютерные кавычки" (для внутреннего). Если же по каким-то причинам изменить рисунок нельзя, обращаются к кавычкам одного рисунка, но рядом их не повторяют. Сравните два правильных варианта их использования: ООО «Издательский дом «Мурлыка» и ООО «Издательский дом "Мурлыка"».
И наконец, такой нюанс. Если в предложении автору предстоит разъяснить большое количество терминов, есть смыл вместо кавычек употребить другие способы выделения (наиболее популярные из них – курсив и полужирный шрифт).