Сегодня мне уже страшно вспомнить те времена, когда я с упоением отстукивала на пишущей машинке какие-то тексты. Машинка была древняя, с тугими клавишами (поскольку у меня, тогда студентки, не было денег на приличную), и все же мне очень нравилось отстукивать на ней строчку за строчкой. Беда случалась тогда, когда с размаху я била не по нужной, а по соседней клавише – появлялась опечатка, которую приходилось запечатывать нужной буквой поверху, и тогда становилось совсем уж некрасиво.
Счастливые мы с вами люди – обладатели персональных компьютеров! Насколько сегодня все просто: напечатал не то – помогут клавиши Backspace и Delete, которыми в секунду можно удалить лишнее. Красота!
К чему я начала так издалека? А к тому, что нередко и современные авторы умудряются оформлять тексты так, что волосы становятся дыбом. Хорошо, если между копирайтером и заказчиком есть промежуточная инстанция – корректор. А если его нет?
Уверена, не будет лишним напомнить коллегам о правилах оформления материалов. На самом деле их не так уж и много.
Наводить ли красоту?
С чего начинается текст? С заголовка. Стоит запомнить, что после него точку не ставят. В конце могут стоять восклицательный или вопросительный знак, а также многоточие. Это же правило относится и к подзаголовкам. И еще: не нужно отодвигать заголовок (подзаголовок) на середину страницы, пусть он будет расположен так, как и все строки текста, – слева.
Вообще, форматирование материала – это задача не копирайтера, а верстальщика или веб-мастера. Им виднее, где на сайте или, допустим, в буклете должны располагаться заголовки, врезки, таблицы, изображения. Нам же всего лишь необходимо написать качественный материал и оформить его в соответствии с правилами русского языка (если в ТЗ не указано обязательное наличие тегов, но об этом – в другой раз).
Повторюсь: форматировать текст для сайта нет надобности, достаточно отбивать каждый новый абзац, нажимая на клавишу Enter. Если заказчик в требованиях к материалу указал необходимость пустой строки между абзацами, нужно нажать эту клавишу дважды.
Если текст получился больше 2000 знаков, он будет лучше восприниматься и проще читаться, если вы разделите его на тематические блоки (вот тут-то и понадобятся подзаголовки). Чем еще можно разбавить материал? Если есть возможность, то изображениями (фото, схемы, диаграммы, рисунки). Если такой возможности нет – таблицами, списками. Мощный кирпич текста всегда читать сложнее – это, думаю, ясно всем.
И это тоже важно
Несерьезно, а зачастую даже нелепо смотрятся тексты с обилием восклицательных знаков. И уж совсем глупо выглядят несколько восклицательных знаков подряд («Наше предложение очень выгодное!!! Акция заканчивается!!!»). Скромнее, друзья, скромнее!
Не стоит забывать о том, что после точки нужно ставить пробел. Но только один. В том числе и в таких случаях: «И. И. Иванов», «и т. п.», «кв. м», «тыс. руб.».
Знаете, с чего я обычно начинаю корректорскую правку текста? С глобальной замены сдвоенных пробелов. Когда их в одном тексте встречаешь пару-тройку – ничего страшного. Но если на 2,5 тысячи знаков нашлепано 168 лишних пробелов (я не шучу, в моей практике встречалось и такое) – это уже перебор.
У многих (но, к сожалению, не у всех) копирайтеров есть очень хорошая привычка: после того как текст написан, перечитать его еще раз. По себе знаю: то опечатка прокрадется, то абзацы не разделились, то пробелы лишние. Ну да – я тоже человек и могу ошибаться. Давайте работать над собой и своими материалами еще внимательнее! Думаю, уж этот восклицательный знак лишним не будет.
С уважением, Lariko.