...или Почему то, что кажется таким лёгким, в результате ни к чему не приводит
«Клиент ответил, что у него нет времени заполнять бриф. Что делать?» – всё чаще спрашивают копирайтеры. Почему не получается сотрудничества? И нужно ли идти на жертвы, чтобы в итоге одна сторона получила работу, а вторая – решение своих проблем?
Какие бывают клиенты и зачем им бриф?
Нет, определения брифа не будет, и отправлять в Википедию мы вас точно не собираемся. Кому, как не владельцам бизнесов, стартапов, сайтов, порталов, веб-сервисов, известно, что начинать реализацию любой идеи нужно хоть с какого-то плана, мало-мальски внятно проговоренной, а лучше прописанной концепции. Иначе – зачем вся эта затея?
Но так происходит не всегда. Большинство клиентов, обращающихся к копирайтерам, вчера придумали, чего хотят, а сегодня их уже заставляют заполнять бриф.
Есть и ещё одна группа клиентов. Бизнесу уже год. Есть сайт? Есть! Что-то на нём размещено? Ну, как бы да! Но в один прекрасный момент становится стыдно смотреть и на то, что есть на сайте, и на то, как вообще выглядит этот сайт, и на то, как молодой и вполне процветающий бизнес настойчиво отказывается пользоваться всеми благами цивилизации. Копирайтеры рассчитывают, что бизнесмен с радостью примется заполнять бриф, в котором расскажет и про концепцию своего бизнеса, и про миссию, и про цели с задачами, и про целевую аудиторию, но ничего подобного не происходит!
А всё почему? Потому что нет ничего сложнее, чем заставить погружённого в свой бизнес человека тратить время на заполнение документа, который будет содержать очевидные для него вещи.
Считается, что бриф нужен:
• чтобы определить, стоит ли работать с клиентом (поэтому не хочешь заполнять бриф – до свидания);
• чтобы две стороны установили правила сотрудничества и договорились следовать им (но можно ли предусмотреть всё?);
• чтобы сэкономить время (Кому? Копирайтеру? Клиент ведь ясно дал понять, что у него нет времени заполнять бриф!)
Копирайтерские грабли
Копирайтеры наступают на одни и те же грабли, когда речь идёт о брифах. Им настойчиво внушают:
1. Не работать без брифа и точка. Хотя после этой точки должен идти ещё с десяток предложений о том, что клиенты бывают разные, что с некоторыми лучше предварительно пообщаться, что бриф – это не единственная возможность договориться.
2. Составить бриф – плёвое дело. Конечно, шаблонов брифов миллионы. Можно и вовсе ограничиться схемой «скачал-отправил».
3. Клиент должен, просто обязан рассказать всё о своём бизнесе, а ещё понятно объяснить, чего он хочет, почему именно так, а не вот так.
4. Общаться нужно только с человеком, который будет принимать окончательное решение, то есть с руководителем компании.
А что же клиент?
Клиент всегда прав!
Если он говорит, что времени заполнить бриф у него нет, – значит, так оно и есть.
И совсем не важно, какие подсознательные барьеры у него имеются. Он, может быть, писать и читать умеет, но ему проще всё рассказать.
А вообще, у него совсем другие представления о том, как нужно сотрудничать с копирайтерами. В идеале он хочет:
• чтобы его понимали с полуслова,
• чтобы в его бизнес погрузились, а его идеями прониклись,
• чтобы объяснили, какой контент имеет смысл транслировать на весь интернет, чтобы решалась хотя бы одна бизнес-задача,
• чтобы не приходилось переживать о том, что копирайтеру вдруг станет некогда;
• чтобы время не тратилось на доработки, исправления, рассуждения о том, как надо и как не надо.
Рекомендации тем, кто будет заполнять бриф
Не оставайтесь наедине с брифом!
Кто сказал, что это только ваша задача? Не знаете, как к нему подступиться, или никак не найдёте время его заполнить, пишите / звоните копирайтеру, договаривайтесь о встрече, ведите переписку, заполняйте бриф вместе с копирайтером.
На некоторые вопросы из брифа вы просто не сможете ответить. Например, один из стандартных вопросов «Приведите примеры текстов, которые отвечают вашим требованиям». Так и хочется спросить у копирайтеров, придумавших этот вопрос, а вы сами можете найти такие тексты за пять минут, даже если ссылки на эти статьи есть в закладках вашего браузера?
«Воспитайте» копирайтера для своего бизнеса!
Без сомнения, лучше работать с одним специалистом, который вникнет во все тонкости бизнеса и будет всегда под рукой. Но сложность в том, что такого человека ещё нужно найти, а поисковой системы, которая гарантированно рекомендовала бы хорошего профессионала, готового выполнить все требования, пока не создано, но мы работаем над этим.
К тому же многие копирайтеры предпочитают выбирать какое-либо одно направление, один формат текстов. Например, пишут только статьи и никогда не будут создавать посты для соцсетей. Поэтому придётся запастись терпением, пока вам и вашему бизнесу попадётся именно тот копирайтер, от услуг которого не захочется отказываться, даже если он будет на каждый текст выставлять бриф с новыми вопросами.
Делегируйте задачу другим сотрудникам!
Но не забывайте, что контроль остаётся за вами. Контент – это такая штука, которая может многое, и не всегда это многое приносит пользу бизнесу. Так что придётся какое-то время проверять каждый текст. Не на орфографические ошибки, конечно, – на фактические.
Изначально с задачей общения с копирайтером может справиться сотрудник, который хорошо знает компанию и активно вникает во все её процессы. Однако по опыту знаем, что рано или поздно всё равно придётся нанимать контент-менеджера (а лучше контент-маркетолога), который будет заниматься только контентом.
Если не получается делегировать и штатный контент-менеджер – не ваш вариант, тогда, возможно, подойдёт следующая рекомендация.
Отдайте создание контента на аутсорсинг!
Избежать заполнения брифа в этом случае не получится, потому что определиться с тем, что и как писать, в любом случае необходимо. Главное, выбрать компанию с хорошей клиентской поддержкой.
Например, в бюро Textbroker.ru у клиента есть выбор: он может либо самостоятельно оформить заказ через свой аккаунт, либо поручить ведение проекта контент-менеджеру, который поможет заполнить бриф, сформулировать ТЗ и вообще возьмет на себя все функции, вплоть до поиска копирайтера. Во втором случае клиент получает готовый текст, который может оценить и при необходимости указать на моменты, требующие доработки.
В заключение отметим, что идеального брифа нам не попадалось! Да и не в брифе дело. Ведь он – всего лишь инструмент, поэтому успех сотрудничества зависит от того, как этим инструментом воспользуются копирайтер и его клиент. Согласны?