Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Интервью с копирайтером Еленой Якобссон

11-11-2016 от Blog_TextBroker ← Перейти к списку статей

Мы хотим представить вам еще одного интересного человека, работающего в Бюро копирайтинга TextBroker – Елену Якобссон (ник fruja), живущую в Гётеборге, Швеция.

Вопрос: Здравствуйте. Спасибо, что согласились пообщаться с нами. Представьтесь, пожалуйста. И пару слов о себе.

Елена: Меня зовут Елена Якобссон, я журналист. Все остальные мои профессии – сопутствующие.

Вопрос: Сопутствующие – это какие?

Елена: Сопутствующие профессии – я не только журналист, но и сценарист, копирайтер, гид, еще и русский язык преподаю малышам. Правда, на самом примитивном уровне. Я не педагог, но зато я целый год изучала такую странную специальность, которая называлась диковинно – архитектура игры.

Оттуда я вынесла несколько важных моментов: во-первых, каждый человек может быть креативным и этому можно научиться. Креативность – не врожденное качество, хотя, естественно, степень креативности может быть разной.

Во-вторых, из всего можно сделать игру, вернее, желательно сделать игру. Даже на работе. Поэтому с детьми я играю и рассказываю им о том, что мне нравится: времена года, мои любимые картины, писатели, книги. Считаю, что моя задача – просто создать для детей русскоязычную среду, научить общаться или хотя бы не бояться громко ответить на вопрос. Все эти занятия, как ни странно, помогают улучшать качество того, что я пишу.

Вопрос: Как вы пришли в копирайтинг? Есть мнение, что многие начинают писать не от хорошей жизни.

Елена: Я пришла в копирайтинг как раз от очень хорошей жизни: нигде не работала, в деньгах не нуждалась, сидела дома с ребенком, занималась любимым хобби – вышивала крестиком. Мне понадобились дополнительные деньги – на благотворительность. Не хотелось отрывать от семейного бюджета. Мои первые заработки копирайтингом были небольшие и они почти полностью ушли нуждающимся. Это потом я стала зарабатывать столько, что на благотворительность на том же уровне стало тратиться 10 % заработка.

Вопрос: Вы занимаетесь благотворительностью?

Елена: Когда-то после университета я первый свой гонорар – 6 рублей – перечислила в фонд зоопарков. Это была статья о подготовке пожарных. Кстати, с тех пор помню, что пожарные обижаются, если их называть пожарниками. После этого я старалась помогать людям.

В середине 1990-х годов я делала репортаж о детском доме и это разорвало мне сердце. Там я присмотрела одну девочку, которой помогала чем могла. Думаю, она мечтала, чтобы я ее усыновила, но я не могла. Время было не из легких. Кстати, общаемся до сих пор, она выросла прекрасной женщиной, мамой.

А в 2006 или 2007 году мой сын отдыхал у моей мамы и как-то раз в это время мама мне позвонила. Ситуация была такая: ее знакомая работала в детском доме (другом, не из моего репортажа) и туда привезли новичков, ровесников моего сына, без всякой смены одежды. Их отвели в душ, а переодеть не во что. И она спросила, можно ли дать кой-какую одежку сына. «Конечно можно!» – сказала я. А после, когда я приехала его забирать, то привезла и мешок одежды. Ну и написала об этом в ЖЖ. Многие мои знакомые потом посылали вещи и игрушки. Ну, и деньги. Я присылала посылки не в детдом, а маме. А она приглашала к себе всю группу на чай и там же раздавала подарки. Все соседи ее предупреждали, чтобы смотрела, как бы не обокрали. А они приходили, ластились, заглядывали в рот… Сейчас эта группа детей уже подросла, их развезли по другим заведениям, кого-то усыновили. Все дети были очень красивые.

Я вообще об этом так подробно рассказала в надежде, что кого-то эта история «разбудит». Детками из детдома многие брезгуют. Слово «детдомовский» часто произносится с презрением.

Вопрос: Елена, вы сказали, что вы – сценарист. Расскажете подробнее?

Елена: У меня очень много друзей в журналистике, на ТВ, в кино – в основном, это мои однокурсники: редакторы журналов, известных программ, продюсеры, сценаристы. Иногда предлагают что-то написать, включиться в проект.

Моя подруга – шеф-редактор одного очень «долгоиграющего» сериала, где каждая серия – отдельная история. Несколько сценариев и я написала для этого сериала. Все истории подаются как реальные, случившиеся в жизни. Поэтому сценаристы все выступают инкогнито и соответственно, не рассказывают о своем участии в сериале. Посмотреть отснятый материал очень интересно: я слушаю, что говорят актеры, персонажи, и думаю «черт, какой классный диалог! Наверное, редактор его отшлифовал». Ищу черновик сценария, сличаю написанное с тем, что слышу с экрана, и вижу, что все слова написаны мной. Но актеры делают их неузнаваемыми для меня – это удивительно.

Вопрос: То есть, названия – тайна?

Елена: Да, автора предупреждают, чтобы не распространялся.

Вопрос: Елена, а это трудно – быть сценаристом?

Елена: Мне вообще стыдно говорить обо всем, что связано с писательством, что это трудно. Сиди да пиши – вот и весь труд. Ну написал плохо или не так – перепиши. Еще раз перепиши. Еще раз. Вот и весь труд.

Пей кофе, советуйся с редактором, напряги мозги и напиши. Если редактор скажет «плохая история, нет поворота, герой не может так реагировать», то подумай, да напиши так, как надо. После третьего курса я была в Магаданской области на золотом прииске, видела, как там работали старатели – смена по 12 часов. Мне это показалось очень трудным делом. Потом я писала репортаж об уборке хлеба в Чимкентской области. Жара была 55 градусов, разговаривая с комбайнером, я упала в обморок. А комбайнер в этом существует и работает постоянно. Вот это трудная профессия. Потом я сделала кучу материалов о сталеварах, недаром же их на пенсию отправляют в 50 лет. После этого увидела врача, который вышел из операционной после 8 часовой операции. Руки у него были красные и мокрые как тряпки, о таких говорят «руки прачки». Вот это все – трудные профессии. Писать может быть более или менее трудно, если объем текста большой, а времени мало.

Вопрос: Елена, но если столько интересных и творческих занятий, которые неплохо оплачиваются, зачем вам копирайтинг? Что он вам дает?

Елена: Мне нравится. Держит в тонусе. Оставляет меня в рабочей среде. Был момент, когда я несколько лет занималась только копирайтингом. Но это слишком. У этой профессии есть несколько, так сказать, издержек. Рано или поздно ты тонешь в болоте штампов. Ты практически выпадаешь из социума. Ты попадаешь в День Сурка. Сейчас копирайтинг для меня – лишь одна из работ. Я даже попыталась подойти с экономической точки зрения. Простая математика: за трехчасовую экскурсию я получаю 190 евро. Сколько мне надо описаний товаров для мебельного магазина при цене 60 р. за 500 знаков написать на эту сумму? Но… Такие экскурсии у меня не каждый день. И телерепортажи не каждый день. И сценарии не каждый день. Я просто делаю ту работу, которая есть сегодня.

Вопрос: Представьте – вот пришел к вам некто среднего возраста и неважно какого пола, и спрашивает: «Елена, куда жить? И как?» Что ответите – коротко, и чтобы понял?

Елена: Могу дать два совета. Один из них хорош для любой профессии. Этот совет я получила от одного из своих учителей. Чтобы у вас все получалось, расположите себя между двух пограничных столбов. Первый – уверенность в себе. Если что-то кому-то удалось, то удастся и вам – просто приложите усилия. Возможно, вам понадобится больше усилий, чем другим, но все получится.

Второй столб – скромность. Вы не лучший, не уникальный, не самый талантливый. Возможно, что-то вам удается лучше, чем другим, но вы не лучше всех. Помните это.

Второй совет практический. Этому нас научил преподаватель, который читал нам столь странный предмет как креативность, когда я училась такой удивительной специальности как архитектура игры. Так вот, если у вас в процессе работы возник ступор – не можете найти слово, потеряли мысль, – медленно и внимательно просмотрите 10 любых картинок: пейзажи, рисунки, фотографии, репродукции, цветные, черно-белые. В любом порядке и на любые темы, не связанные с тем, чем вы сейчас занимаетесь. Мне это всегда помогает.

А на вопрос про жизнь. Я очень люблю под всякие домашние дела слушать какие-нибудь лекции в интернете. По литературе, например, слушаю Диму Быкова. И вот он в одной лекции, смеясь и как бы удивляясь, сказал: «Ну невозможно же прожить недурацкую жизнь». В точку. Ни у кого нет возможности прожить начерно, потом набело. Надо жить как живется и все.

Вопрос: Елена, я хочу вас попросить что-то пожелать вашим коллегам. В Бюро работают 300 с лишним человек, все разные, каждый интересен, каждый – личность. Но вот все собрались под одной крышей. Пожелайте им что-нибудь?

Елена: Я желаю, естественно, счастья всем.

← Перейти к списку статей