СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Фамилия? Срок? Статья?

17 ноября 2011


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Фамилия? Срок? Статья? TextBroker

Нет-нет, никакого криминала. Теория журналистики гласит: статья – это аналитический жанр, в отличие от новости, которая относится к информативному. Ну что же – аналитический так аналитический. И не такие крепости брали – справимся.

Но что же скрывает это мудреное слово? А то, что простым изложением фактов тут обойтись не удастся – от автора требуется обобщить сведения из разных источников, выделить главное, сделать вывод, предоставить читателям прогноз… Словом, работа нам предстоит серьезная. Так что же – приступим?

Прежде всего давайте сориентируемся, чем статья в печатное издание разнится от статьи, написанной специально для веб-ресурса.

Во-первых, временем размещения. Если в газете или журнале материал живет недолго – до следующего выпуска, то в Интернете он будет висеть и год, и два – пока не начнет мозолить глаза владельцу.

От этого зависит отличие, которое идет у нас под номером вторым, – тематика. Если в печатные СМИ материалы в основном пишутся на злобу дня, то интернет-сайты предпочитают выделять страницы под что-то более стабильное. Сетевые райтеры главным образом сталкиваются с описанием процессов (скажем, пользования товаром), самих товаров (их параметров, возможностей), сравнениями нескольких схожих изделий, разъяснениями, как получить какой-то результат или пройти какую-то процедуру.

Ну и третье отличие – это источники. Если в реальной жизни журналист подпитывается слухами, мнениями, может сам наблюдать какое-то явление, то сетевым райтерам приходится иметь дело в основном с интернетными ресурсами.

Что же вам нужно сделать после того, как заказчик дал вам задание типа: написать статью о том, чем полезен аутстаффинг?

Для начала необходимо расшифровать для себя сие страшное слово и узнать, что на языке граждан, не отягощенных знанием забугорных терминов, это означает вывод персонала за штат. Затем следует нарыть в Сети материалы на данную тему, перечитать их и выделить самые любопытные нюансы. Ну а после – собраться с силами, сесть и написать что-то свое.

Бывают ситуации и не такие однозначные. Допустим, заказчик обозначил тему целой серии статей как «Автострахование». Это значит, что вам ко всем перечисленным этапам написания доведется добавить еще один – выбор темы для каждого отдельного материала.

А как же ее, родимую, выбрать? Здесь есть два подхода.

Первый (менее трудозатратный) – посмотреть, о чем пишет большинство сетевых авторов, собрать побольше подробностей из разных материалов и создать свою интерпретацию всего этого богатства.

Если же вы чувствуете в себе силы совершить героический поступок и, что самое главное, располагаете временем, можно пойти другим путем: отдать предпочтение наиболее интересному, на ваш взгляд, вопросу и подбирать материал уже под него. Кстати, чтобы определить актуальность той или иной темы, можно раскопать статистику поисковых запросов или пошуршать по блогам.

Далее вам надо составить план будущего материала. Это в идеале, конечно. На самом же деле размеры интернетных статей настолько скромные, что заблудиться в логике повествования или отвлечься на смежную тему весьма проблематично. Да и времени на их написание отводится мало. Поэтому составлением плана часто пренебрегают. Хотя, если статья предполагается объемная и поговорить есть о чем, план все же лучше черкнуть и уже под него структурировать собранный материал – глядишь, и писать будет легче.

Что касается структуры, то она такова:

1. Краткий обзор фактов, суждений по поводу предмета вашей статьи.

2. Ваше (вашего заказчика) мнение.

3. Аргументы, доказывающие вашу правоту.

4. Вывод.

А вот другой вариант структуры:

1. Обзор фактов, мнений, подтверждающих вашу точку зрения (которую вы выскажете позже), – по сути, это аргументация.

2. Вывод из них (его надобно подавать не далее пятого абзаца – должен же читатель понять, к чему вы клоните, а на дольше терпения может и не хватить).

3. Продолжение аргументации.

Статью можно строить и в форме, актуальной для новостей, – в виде так называемой перевернутой пирамиды (о такой структуре мы рассказывали здесь).

Что же, все ясно. Осталось только сесть и написать. А завершив работу, – прочитать созданное, причем желательно спустя какое-то время, хотя бы на следующий день. Нет возможности – отвлекитесь от текста минут на двадцать, а затем опять возвращайтесь к статье – неудачные фразы будут гораздо заметнее.

Перейти к списку статей