Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Мастерская копирайтинга - СТИЛИСТИКА. Слова без границ: потому что крылатые!

23-06-2012

Знаете ли вы, что такое крылатые слова? Даже не сомневаюсь, что да. Еще бы — ведь они встречаются сплошь и рядом.

А в ваших статьях?.. Нет? Не часто? Тогда будем учиться их использовать!

Тем, кто не знал (или забыл), что это такое, напоминаю: крылатыми словами называют общеизвестные обороты речи, источник которых может быть установлен. Ну например: дамоклов меч, ахиллесова пята, притча во языцех. Относятся к ним и более распространенные фразы, которые имеют конкретного автора.

Употребление таких оборотов, конечно, не высший пилотаж копирайтинга, но они весьма украшают текст и, как это ни банально, производят на читателя приятное впечатление. В самом деле, какая фраза звучит симпатичнее: Этот проект в его карьере был последним или Этот проект стал его лебединой песней?

Конечно, не во всех стилях речи подобный оборот можно употребить (так, его сложно представить в короткой новостной заметке или на сайте солидной финансовой конторы), а вот в статьях, постах и прочих текстах не слишком строгой формы крылатые слова смотрятся вполне неплохо.

Какие виды крылатых слов применяют в публицистической речи?

Во-первых, это афоризмы — глубокая мысль, которую автор выразил в лаконичной форме. Ну например: Цель — это путь во времени (К. Ясперс), Боливар не вынесет двоих (О. Генри).

Если же афоризм имеет выразительный поучительный смысл, звучит как жизненное напутствие — это верный знак, что мы имеем дело с сентенцией: Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Еще один вид афоризма — это максима. В ней в короткой форме выражено правило нравственного характера, этический принцип: Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей (Ларошфуко).

Очень близки к афоризмам парадоксы — изречения, которые противоречат общепринятому мнению, а иногда и здравому смыслу (конечно, на первый взгляд): Истинная ценность человека измеряется калибром его врагов; Если ты нашел смысл жизни, самое время проконсультироваться у психиатра.

Если вам не нужно заботиться о 100%-ной уникальности текста, можно использовать и развернутые литературные цитаты — они придадут материалу экспрессию, образность.

А если уникальность все-таки важна, вы можете заставить читателя вспомнить какое-то литературное произведение при помощи реминисценции — упоминания его легко узнаваемого элемента. Примерно так, как это сделал один классик прошлого века: Я вас любил. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги (И. Бродский).

Один из самых-самых новых видов афоризмов, появившихся буквально пару лет тому назад, — это мемы: забавные фразы или слова, которые на какое-то время приобретают популярность у интернет-пользователей (и не только у них): проффесор, превед Медвед и т. д.

Где употребляют крылатые слова? Разумеется, в самом тексте — это априори. Ну а кроме того, их очень часто применяют в эпиграфах, заголовках и самых «завлекательных» частях новости или статьи — в лидах.

← Перейти к списку статей