Приветствую вас, коллеги! Мы с вами немало говорили о том, как писать продающие тексты, SEO-статьи и прочие востребованные форматы контента. Все это чудесно и замечательно, ведь умение писать практически любые материалы — наш хлеб. Там лэндинг наполнять заказали, там — письмо для рассылки, еще где-то — статью на главную страницу. В итоге и набирается необходимый объем, обеспечивающий наш заработок.
И все же универсальность в копирайтинге — это достаточно сложное понятие, которое требует правильного подхода и рассмотрения. Универсальность может стать как настоящим спасением, так и могильщиком вашей карьеры. Почему? Давайте разбираться.
Универсальность или узкая специализация?
Не открою Америки, если скажу, что узкие специалисты гораздо более востребованы, чем «мастера на все руки». Причина вполне понятна: если человек ежедневно практикуется только, скажем, в написании продающих текстов, то он достигает определенных высот. Там, где другие лишь снимают верхний слой, узкоспециализированный копирайтер вгрызается в самые недра. Естественно, именно тексты такого автора наиболее четки, познавательны и профессиональны.
Но не торопитесь делать выводы — нас ожидает неожиданный поворот. Дело в том, что узкие специалисты «зашорены» в своей профессии. Да, они чудесно справляются со своей темой, но часто совершенно не умеют работать в других областях. Когда появляется необходимость расширять сферы деятельности, такие авторы часто теряются.
Универсальные копирайтеры, наоборот, могут писать почти все. Конечно, у них нет такого знания тем, как у узких специалистов. Зато у них есть то, о чем только мечтают узкопрофессиональные коллеги — разнообразие в работе. Каждый день приносит новые задачи и новые проблемы. Там, где у узкопрофессионального копирайтера налаженный поток и обыденность, у универсала — каждый день борьба и поиск нового.
Что выбрать: ежедневную борьбу и поиск решений или более-менее налаженный поток и оттачивание мастерства в чем-то одном? Скажу честно: я не знаю. Вы можете быть и чудесным универсалом, и замечательным узкоспециальным райтером с очередью на полгода вперед. Только вам решать, что именно вам ближе. Плюсы и минусы есть в каждом направлении.
Единственное, что в моих силах, — предостеречь вас от некоторых ошибок, которые возникают как у универсалов, так и у маститых узкопрофессиональных копирайтеров.
Несколько правил грамотного подхода к работе:
• Каждый новый заказ — это вызов вашему таланту. Воспринимать заявку как рутину — преступление. Вы не всегда можете писать лучше других, но зато всегда можете писать лучше себя вчерашнего. Если вы видите, что ваши тексты годовой давности несколько неказисты и наивны, то это просто отличный сигнал! Это значит — вы профессионально растете. Такого нельзя добиться, копаясь в рутине. Подобный рост дается только тем, кто постоянно бросает себе вызов.
• Запретите себе всякое стеснение. Нельзя стесняться задавать вопросы заказчику, если вам не совсем понятна структура будущего материала. Пока вы точно не уверены в том, что именно нужно клиенту, — к материалу приступать не стоит.
• Отбросьте всякие шаблоны. Всегда очень заманчиво — создавать материалы по однажды наработанной успешной схеме. Проблема лишь одна: рано или поздно по вам со всей силы ударит творческий кризис. Ведь, по сути, вы не пишете, а лишь калькируете однажды найденное удачное решение. Пусть ваши тексты будут разными! Да, поначалу это будет сложновато, но в это же самое время ваш творческий потенциал будет расти просто колоссальными скачками.
• Не ограничивайтесь рамками одного стиля. Уметь писать только в официальном или, наоборот, несколько панибратском стиле — профессиональная однобокость. Проводите эксперименты, умейте быть разным.
В следующий раз мы поговорим о важности детального и осмысленного общения с заказчиком, а также умении быть непохожим на других, оставаясь при этом классическим универсальным копирайтером.
До встречи, друзья!