СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Переход в другую ценовую категорию

16 октября 2014


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Переход в другую ценовую категорию TextBroker

Копирайтинг — уникальная профессия. Критерии качества работы здесь так размыты, что на один и тот же текст можно получить как гору критики, так и вал аплодисментов. Если даже среди профессионалов нет единства, то что говорить о заказчиках, которые часто вовсе не знают, как оценивать материал. Ошибок нет, про «динамично развивающуюся компанию» написано, ключи вставлены, — ну и чудесно. Значит, наверное, хороший текст.

И не беда, что это уже тысячный текст, который вы написали без всякого чувства и старания. Никто ведь не знает, что вы уже год не читали профессиональную литературу и не особо представляете, как работают современные SEO-алгоритмы. Главное — клиенты хвалят, деньги — идут. А раз так, то значит, все в порядке, вы — чудесный копирайтер, которого ценят и любят.

Стоп. Вы и вправду соглашались с тем, что я написал выше? Узнавали себя? Вслух говорить не нужно, но если вы все-таки незаметно кивнули головой, это уже плохо. Значит — пора представить, что будет дальше. Вы ведь лелеете мечту вырасти, окрепнуть, достигнуть? Есть ведь желание в один прекрасный день поднять ценник в два-три раза, да и оседлать судьбу?

Мысли это хорошие, пугаться их не нужно: так и должны думать те, кто стремится чего-то добиться. Проблема в последствиях: далеко не каждый понимает, что может произойти, если пойти наверх со старым багажом. А произойти может следующее…

Новые цены — новые условия

Когда талант копирайтера обгоняет его тарифную ставку, жизнь автора безоблачна и чудесна. Это выглядит примерно так же, как если бы вы, будучи мастером спорта по бегу, принимали участие в кроссах для дошкольников. Постоянные победы кажутся настолько обыденными и естественными, что вы привыкаете всегда жить в этом состоянии. А вот и зря.

Давайте начистоту: каковы требования к минимальным и средним тарифным ставкам? Правильно, к минимальным и средним тарифным ставкам и требования минимальны. От копирайтера требуется лишь писать связанные единой логической цепью предложения, не делать грубых ошибок и стараться не лить воду ведрами. Требует ли кто-то от нижних и средних тарифов каких-то подвигов? Нет. Обычно — нет.

Если вы в силах выполнить эти требования, то вам будет комфортно и удобно работать. Я помню случай, когда один копирайтер (женского пола) упорно доказывала мне, что умеет писать любые тексты на любые темы за 10 минут. И правда — написала. А чего не писать, если умеешь быстро печатать, и мысли обгоняют пальцы? Вся загвоздка была в том, что это был совершенно пустой текст, который был создан не разумом и сердцем, а руками и глазами.

Проблемы начинаются тогда, когда автор, вдохновившись тоннами похвал и сам себя короновав, переходит на более серьезные уровни. Вот здесь-то и начинаются сложности. Оказывается, с дорогих исполнителей требуют гораздо большего. Да-да, вот такой хитрый парадокс. То, что отлично работало на предыдущих уровнях, несколькими уровнями выше уже может не работать.

Раньше у копирайтера не было никаких проблем с заказами, поскольку дешево и сердито любят многие, теперь за каждый дорогой заказ приходится сражаться. Раньше приходилось конкурировать с неофитами, сейчас же ваши соперники — матерые зубры копирайтинга, которым палец в рот класть не нужно. Ну и не забывайте про то, что смена ценника обычно сопровождается потерей многих старых клиентов. И это еще не все!

С чем вам точно придется столкнуться, так это с изменившимся портретом среднестатистического клиента. Привыкли, что вас носят на руках и постоянно хвалят? Привыкайте к новым реалиям: «дорогие» клиенты любят поковыряться в текстах и по несколько раз возвращать их на правки. А еще — среди новых клиентов будет немало тех, кто отлично разбирается в копирайтинге, а потому начнет делать вполне дельные замечания. Ах, как же порой бывает обидно, когда ты чувствуешь, что правки клиента лучше твоего текста…

Такие вещи жутко бьют по самолюбию: одно дело — жить в интернет-захолустье со своими незамысловатыми нравами, другое — выбраться в мегаполис, где все гораздо жестче. Кого-то такое только закаляет, но многие ломаются. Увы.

Как безболезненно перейти в новую ценовую категорию?

Если вы чувствуете, что готовы к новой ступеньке в карьере, обязательно проанализируйте причины своей уверенности. Почему вы вдруг посчитали, что готовы зарабатывать в несколько раз больше?

Из-за того, что вас все хвалят? Это не слишком весомый аргумент: хвалить могут не за то, что вы себя переросли, а за то, что ваши тексты полностью соответствуют требованиям ценника. Это разные вещи.

Вы умеете быстро писать без ошибок на любую тему? Тоже сомнительное достоинство.

Вы посчитали, что если будете писать те же 25 000 знаков в день, но в 3 раза дороже, то станете богатеть? Спешу разочаровать: в высоких ценовых категориях такие объемы — редкость.

Все не то, друзья. Эти причины не могут быть реальным основанием для резкого изменения ценника. Лично я знаю всего две причины, которым можно смело доверять в столь важном деле.

Причина первая — клиенты интересуются вами исключительно как автором материалов высокого качества, за которые они готовы платить гораздо больше. Как это понять? Проще некуда: выберите несколько «жертв», которым вы объявите о повышении тарифов. Да не на простые SEO-тексты, а на что-то более значимое. Серьезное. Что-нибудь вроде пресс-релизов, КП или продающих текстов. Если согласятся, значит, вы не заперты в рамках своей цены, и ваши тексты действительно ценны для людей.

Причина вторая, она же главная — вы переросли то, что вам предлагают. Сейчас я постараюсь объяснить. Допустим, вы регулярно читаете профессиональную литературу, посещаете правильные сайты и постоянно развиваетесь. Вам же предлагают только какие-то однотипные SEO-тексты об утюгах оптом и бетономешалках в Саратове. Естественно, вы задыхаетесь. Вам нужно самовыражение, полет, уход от шаблонов и однотипной работы. А попробуй вырази себя в SEO-текстах про бульдозеры.

Наверное, что-то подобное чувствуют хорошие актеры, вынужденные играть в дешевых сериалах. Они жаждут самовыражения и погружения в образ, а приходится учить в перекурах роль и снимать по две серии в день.

Если дело обстоит именно таким образом, вам нужно обязательно идти вперед. Без вариантов. Вы себя обязательно найдете, да и ваши клиенты вас тоже гарантированно отыщут. На нижних же ценовых уровнях крайне мало серьезной творческой работы, выйти наверх — единственная возможность заниматься тем, что вам действительно интересно, а не тем, что способно довести до «желтого» дома.

Вот и все, дорогие друзья. Напоследок вынужден повториться: шаг вверх — это не всегда успех. Переходить в новую ценовую категорию стоит лишь в том случае, если вы вооружились чем-то большим, чем похвалы клиентов и жажда высоких заработков. И уже точно не стоит забывать о том, что счастье не там, где много денег, а там — где человеку комфортно. Если переход на новый уровень станет для вас источником расстройств и новых неожиданных проблем, то, возможно, не стоит пока торопиться…

До встречи, коллеги!

Перейти к списку статей