Начнем с азов. Что такое пресс-релиз? Это новость о каком-то событии в некоей организации. Данный материал направляют в разные СМИ в надежде на то, что представители прессы заинтересуются и засветят ситуацию (и, разумеется, название компании) на страницах своих суперпопулярных изданий.
В чем особенность пресс-релиза? В том, что его создают не журналисты, а сотрудники фирмы или нанятые копирайтеры. И пишется он именно для журналистов. Этот текст – своего рода заготовка для будущих новостей, так сказать, исходный материал, который в дальнейшем будут многократно изменять и дорабатывать.
А теперь давайте вспомним: что является исходным материалом для новости? Конечно же, факты! Причем здесь перед вами не стоит цель подать их позавлекательнее да поживее, расписать да приукрасить – это уже задача самих журналистов. И, поверьте, больше всего их раздражает, если эту их функцию присваивает составитель пресс-релиза.
Потому-то, подвизаясь на сем поприще, вам придется строго соблюдать требования к подобным текстам:
а) краткости;
б) конкретики;
в) простоты.
Краткость – сестра таланта, это априори. А по отношению к пресс-релизу это еще и залог достижения цели – публикации новости о событии. Ведь чем больше в пресс-релизе дополнительных подробностей, деталей и эмоций, тем выше шансы, что он попадет в мусорную корзину редактора издания.
Требование конкретики тесно связано с постулатом краткости. Ведь если говорить только по делу, то на ненужные мелочи места просто не останется. Журналистам необходимы факты? Дайте им их. Но не углубляйтесь в дебри – ничего лишнего в пресс-релизе быть не должно.
Скажем пару слов и о простоте. Помните, что пресс-релиз – не самое подходящее место для демонстрации своего интеллектуального уровня. Длинные заумные фразы, запутанные объяснения, профессиональные термины и другие признаки научного стиля лучше приберечь для другой аудитории. Здесь ваша задача – выражаясь как можно проще, поведать об основных вещах.
А сейчас несколько дельных советов, которые помогут вам составить правильный текст.
Совет №1. Первое, о чем вы как специалист по пресс-релизам должны задуматься, – это о том, в какое издание он пойдет: бульварного формата или делового. От этого зависит подход к подаче фактов (да и сам информационный повод тоже). Согласитесь: вряд ли редактора делового журнала заинтересует приземление инопланетян, состоявшееся на территории вашей фирмы. С другой стороны, в развлекательной газете вряд ли появится заметка о гордости вашей мясомолочной компании – корове-рекордистке Мурке XII, которая заняла первое место на сельскохозяйственной выставке.
Совет №2. Позаботьтесь о соблюдении классической структуры пресс-релиза. В принципе она повторяет композицию новости: присутствует тот же главный факт (кто, где, что и когда совершил), далее – основная информация (спрессованная в один абзац), потом – подробности и детали и наконец – бэкграунд (он в пресс-релизе содержит справочные данные о предприятии, выпускаемой продукции, человеке, происшествии). И не забудьте указать в конце имя-фамилию контактного лица, его телефон, e-mail, номер Skype, ICQ и т. д.
В идеале после прочтения пресс-релиза у журналиста должно сложиться четкое представление о событии, его участниках, а также набросок будущей заметки или новости.
Совет №3. Добавьте в пресс-релиз заголовок (а также подзаголовок) и ужмите текст до 1,5 страниц формата А–4 (а лучше – до одной страницы).
Совет №4. Отложите в сторону вдохновение и пополните запасы терпения, самокритичности и здравого смысла.
Вот, собственно, и все секреты успешного пресс-релиза. Просто? Допустим. Но учтите – это были только базовые знания. Тема же новостей для СМИ еще не исчерпана – там есть масса разных нюансов. Именно они дадут нам возможность в следующий раз повысить планку и наконец-то сделать из вас настоящих мастеров составления пресс-релизов.
А пока – совет №5. Пишите, пишите, пишите…