Сегодня мы снова будем говорить о пресс-релизе – надеемся, вы не забыли, что это такое?
Для тех, кто запамятовал, напоминаем: это новость о событии в компании, написанная специально для представителей прессы. А поскольку оные по отношению к событиям весьма привередливы, от копирайтера требуется высокое мастерство и соблюдение определенных стандартов. Иначе – фьють – и ваше творение окажется на дне вместительной корзины главного редактора.
В прошлый раз мы пробежались по пресс-релизам поверхностно, сегодня будем масштабно углубляться в детали. И начнем, естественно, с самого важного – с темы.
Как правило, такой материал посвящают:
– созданию либо кончине фирмы, ее реорганизации, смене собственников, руководства и т. д.;
– проведению семинаров, конкурсов, презентаций, выставок, получению приза;
– переоборудованию предприятия, выпуску (модернизации) товара, разработке новых программ;
– заключению договора, публикации годового отчета;
– результатам исследования, проведенного компанией.
При этом знайте: пресс-релиз должен быть основан на конкретном событии (его еще называют информационным поводом), которое произошло в конкретное время в конкретном месте. Писать текст о деятельности вашей фирмы от самого ее рождения смысла нет – редактор как пить дать посчитает эту информацию рекламной и не станет ее печатать.
Отсюда следует и то, что не надо впихивать в один пресс-релиз несколько событий. Лучше подождать какое-то время и посвятить второму происшествию новое творение.
Итак, здесь работает правило: каждой новости – по отдельному пресс-релизу.
Учтите и такой нюанс: в подобном тексте не стоит писать о том, что еще не случилось. Посвящать прессу в планы на будущее (даже ближайшие) – несолидно, это моветон. Уж лучше дождаться, когда анонсируемое событие свершится, и тогда бить во все колокола.
А теперь разберем структуру.
Она не содержит ничего мудреного, лишь:
– заголовок (иногда – и резюме);
– лид;
– основной текст;
– сведения о компании (и, если требуется, о продукции);
– контактную информацию.
Как видите, ничего архисложного – все это соответствует обычной структуре новости, о которой у нас шла речь в предыдущих уроках.
Но несколько слов об этих компонентах мы все же скажем.
Заголовок. Он не должен быть кричащим. Хоть и советуют западные мастера копирайтинга давать пресс-релизам по примеру новостей завлекательные названия, в сердцах редакторов отечественных изданий эта практика отклика не находит. Им гораздо милей вариант «Иван Дурманин возглавил благотворительный фонд “Анжелика”», чем бодрящее «“Анжелика” одурманилась». А все потому, что первая фраза гораздо понятнее без контекста.
Кроме того, заголовок может дополняться резюме – краткой расшифровкой наименования, своеобразным подзаголовком, из которого тут же становится ясно, что произошло и стоит ли читать пресс-релиз дальше. Допустим, в случае с «Анжеликой» резюме может быть таким: «Мэр Голопупинска Иван Дурманин отказался от должности градоначальника и возглавил благотворительный фонд помощи детям перестройки “Анжелика”».
Лид – это первый абзац, в котором надо кратко, но емко поведать о событии (дать ответы на вопросы: «кто? что? где? когда? зачем?»). Данная часть пресс-релиза очень важна, особенно когда в нем нет резюме. Именно от содержания лида зависит, заинтересуются вашей новостью журналисты или нет. В общем, будьте готовы к тому, что больше ничего в вашем пресс-релизе прочитано не будет, и постарайтесь выложиться в первых предложениях на все сто. Напомним нашу раннюю статью — «Лид – хорошее начало отличной новости».
Как видите, очень важно – хорошо начать. Продолжить, правда, тоже нужно не менее качественно. Но основной частью пресс-релиза мы займемся уже в следующий раз – думаем, сейчас у вас и так будет над чем поразмыслить.