10 вещей, вызывающих у заказчика желание пристрелить копирайтера

4 мая 2016


10 вещей, вызывающих у заказчика желание пристрелить копирайтера TextBroker

Как превратить жизнь заказчика контента в ад

Не стреляйте в пианиста — он играет как умеет? Ну уж нет. Будем стрелять, причем очередями. Итак, хочу рассказать вам о способах, которыми копирайтер превращает жизнь заказчика в ад. Если что, то все совпадения случайны, все авторские права соблюдены, и вообще — вы предупреждены.

Уже не один год я работаю с копирайтерами — временами бок о бок, иногда в качестве заказчика, а в последнее время и в качестве контент-менеджера. Наблюдаю, так сказать, в естественной среде обитания тружеников клавиатуры и монитора. Собственно, я и сама копирайтер, а сей факт, предполагающий тесное общение с коллегами, немало способствует наблюдению и выведению общих знаменателей. А еще я своего рода коллекционер. Коллекционирую поводы, из-за которых рука сама тянется к нагану.

1. Пропуск технического задания мимо ушей

Начнем? В начале было слово. И слово это было у заказчика. И если слово не было услышано, то дальше все пойдет наперекосяк. С сожалением констатирую, что беда многих копирайтеров — нежелание от корки до корки прочесть техническое задание. Иногда я составляю его часами, я стараюсь донести до автора, каким должен быть конечный результат, какие нюансы нужно учесть. Не читают! И от этой печки пляшут все дальнейшие недопонимания, обиды и, как итог — куча потраченных нервов. Кому это нужно?

2. Нежелание общаться и уточнять нюансы

Я хочу, чтобы мне задавали вопросы. Я хочу видеть, что человеку, которому я доверилась, действительно интересно писать о моем предмете, что он «горит», и думает, и ищет решения. Мне важно сотрудничество и видение процесса. Иначе возникает ощущение, что написала техническое задание и выбросила в пропасть (особенно это касается копирайтеров, с которыми работаешь впервые). И неизвестно, прилетит ли что-то оттуда в ответ или, может, там — на дне, черная дыра…

3. Отсутствие четкой структуры у текста и нелогичность повествования

Это действительно беда. Когда текст прыгает с пятого на десятое, после чего резко заканчивается на девятнадцатом — это «американские горки» и от них подташнивает. Отсутствие структуры у статьи — это следствие непроработанности материала. На самом деле профи знают, что три четверти отведенного времени текст пишется в голове, и только потом переносится в компьютер.

У каждой статьи должна быть четкая структура и четкая логика, где А вытекает из Б. Если этого нет, то в итоге имеем нагромождение бессвязных фрагментов. Есть, конечно, жанры в литературе (детективы, например), где повествование дается кусками. Но в итоге автор все равно сводит все куски воедино — как пазл. Высшее мастерство. И если копирайтер им не обладает или пишет для обычного человека, не слишком увлеченного детективами и квестами, структура текста должна быть понятной и ограненной.

У этой проблемы тоже есть решение, и не одно. Хорошо помогают mind карты. Причем, не только для проработки текущих задач, но и на перспективу — отлично структурируют мышление. Без него никак.

4. Нежелание доводить текст до ума

Они считают, что я придираюсь, что я просто их не люблю! Да, мне хорошо знакомо это чувство, возникающее при взгляде на «Ваш текст проверен и отправлен на доработку». Это досада, это что-то из серии детских обид, когда ты вот изо всех сил стараешься угодить (ну, в идеале), а мама или учительница говорит — «Переделай». И кажется, что тебя не любят, к тебе придираются, а вот Ванина мама… Стоп. Детство давно кончилось. Мы все — взрослые люди и делаем что-то уже не для мамы или папы, не в пику удачливому соседскому Ване, всегда получающему конфеты и за пятерки, и за мелкие пакости. Мы отвечаем за сделанное и работаем на результат, который необходим тому, кто за него платит, отдает нам свои ресурсы (не лишние, поверьте) за ту пользу, что мы можем ему принести. При чем тут принятие-непринятие, любовь-нелюбовь? Это взрослый мир, детка.

И, да, меня бесит, когда копирайтер начинает затягивать корректировку, а в итоге заявляет… посылает… Ну, вы поняли.

5. Клише и кацелярщина

Хуже нет, когда в тексте начинается что-то вроде «С точки зрения банальной эрудиции каждый здравомыслящий индивидуум не может игнорировать критерии утопической субъективности…», или, еще хуже «данная конструкция представлена в виде конструкции конусовидной формы, изготовленной изготовителем из прочных долговечных материалов по современным технологиям и идеально впишется в интерьер». Не надо ничего вписывать в мой интерьер! Расскажите мне про эту полочку в ванную так, чтобы у меня глаза заблестели не хуже … этого изделия! Коллеги, за подобными расплывчатыми формулировками всегда скрываются непрофессионализм, нежелание искать, перерабатывать информацию и подавать ее аппетитно.

На самом деле, подобная проблема решается довольно легко. Существуют редакторы текстов, проверяющие их на читабельность, информативность (да, я сейчас о Главреде) и даже на наличие плеоназмов и лексических повторов. На первых порах — крайне полезные штуки.

6. Нежелание разбираться в теме

Ох, сколько раз мне приходилось краснеть, когда выяснялось, что в уже размещенном тексте фактология — ну просто «пиши — пропало». Особенно неприятно, когда это замечают покупатели. Вообще-то, подобные вещи — ошибочные характеристики, например — чреваты судебными исками. Вот, представьте, купил человек стол. А копирайтер про этот стол написал, что он и такой, и сякой, и воды ну ни капельки не боится, и повредить его сможет только прямое попадание астероида. А человек возьми, да и поставь этот стол на дно бассейна с акулами, у которых чешутся зубы. Что дальше? Дальше будут судебные разбирательства — все по-взрослому.

7. Невосприимчивость к конструктивной критике

Нет, нет, еще раз — нет. Я не придираюсь. «Кастрюля выступает в качестве посуды» — это бред. А то, что пишу копирайтеру «это бред» — конструктивная критика. Конечно, я — деликатный человек, и никогда не позволю себе таких выпадов (хотя, я точно знаю некоторых заказчиков, которые вполне себе позволяют еще и не такое), но обязательно порекомендую копирайтеру обратиться к словарям. Хотя, скорее всего, просто сверну сотрудничество. Потому что ничего хорошего от него уже не ожидаю.

8. Вода и ее переливание из пустого в порожнее

Очень, знаете ли, раздражает разливание «водицы» по тексту. Вот ты прочел один абзац, предвкушаешь продолжение, а дальше опять то же самое, но уже другими фразами. Плюнул, закрыл страницу.

Еще одна беда — обилие прилагательных. Кто-то умный сказал однажды, что три прилагательных в одном предложении могут позволить себе только гении. Так вот, самый верный способ превратить жизнь заказчика в ад — написать ему что-то вроде: «в майском утреннем синем туманном, сладко дремлющем перед розовым рассветом прохладном летнем лесу на свежей зеленой росистой опушке под звуки переливчатых, как бы воспевающих жизнь трелей заливающегося щебечущего и высвистывающего радостного соловушки позевывала розовая румяная золотоволосая юная упитанная прелестница».

Причин у подобных текстов две. Первая — копирайтер «гонит знаки», выписывая несусветные кренделя по тексту или превращая его в топкое болото из прилагательных. Вторая — «для куража». Ну хочется передать всю прелесть этого леса, златовласой прелестницы, сладость соловьиных трелей! Не надо. Оставьте Пришвина Пришвину.

9. Раздолбайство и завал сроков

Представьте себе, что вы — пилот самолета. Вот вы летите, и вдруг возникает срочная необходимость переключить какой-то тумблер. А его вовремя не установили. Или установили рычаг переключения скоростей от «Жигулей». Уверена, плевать вам будет на оправдания механика: «извините, но у меня вас десяток, а я один. Подождите, дойдет и до вас очередь» или «не было под рукой ничего кроме жигулевского рычага. Вам же срочно. И вообще, яснее нужно было объяснять, чего вам хочется. Не телепаты мы».

Нет ничего хуже, чем человек, бессмысленно и беспощадно тратящий время твоей жизни на ожидание того, что он в конце концов поимеет совесть и выполнит свои обязательства.

10. Негативные отзывы, апломб и хамство после неудачного сотрудничества

Мне никогда не встречались форумы, где заказчики обсуждают копирайтеров и всячески моют им кости. Но вот ситуация, когда обиженный на весь свет (чаще всего в силу собственных некомпетентности и нежелания соблюдать элементарные правила деловой этики) копирайтер несет по матушке на весь рунет неугодного заказчика и его компанию — сплошь и рядом. Все бы ничего, но, напомню, репутация — это ключевое понятие. Везде. Всегда. Даже в сети, где, как почему-то уверены многие, никто никому ничего не должен. А если я пострадаю настолько, что решу защищать свою честь и достоинство в суде? Повторюсь, это — взрослый мир, и у него есть законы.

Заключение

На фоне подрабатывающих в каникулы школьников сильно выигрывают копирайтеры, работающие на профессиональных ресурсах — таких, как TextBroker. Почти всегда (исключения редки) это — писатели со стажем и впечатляющим послужным списком, уже съевшие не одну собаку и хлебнувших не один гектар лиха прежде чем быть причисленными к когорте профи. И, разумеется, все, о чем сказано выше, на профресурсах встречается крайне редко, поскольку нет лучшего учителя, чем недовольный клиент. А недовольных клиентов у любого мастера всегда было. И я с огромным уважением отношусь к этим людям, избравшим для себя нелегкий копирайтерский труд — в том числе и потому, что хорошо представляю себе, каково это — каждый день иметь дело с заказчиками, не все из которых няшки. Собственно, у меня всё.

Автор: Наталья Пузанова