Целый год вы вкалывали, не поднимая головы, и теперь хотите полноценно отдохнуть, без ноутбуков, планшетов и айфонов. Лежать пластом на солнечном пляже и медитировать под мерный рокот прибоя. Или штурмовать горные вершины, скакать верхом, сплавляться по рекам, укатить в велотур. В общем, собственную рабочую карму решили экстраполировать на чужие плечи, заполучив, в том числе, некий «подорожник» для продвижения в соцсетях на время своего отсутствия.
Как же отыскать правильного SMM-специалиста? Какими качествами он должен обладать, чтобы вернувшись за рабочий стол бодрым и загорелым, вы не обнаружили дымящиеся руины своего еще месяц назад процветавшего бизнеса?
На все руки мастер
Прежде всего, поскольку узких спецов — дизайнера, таргетолога, администратора — вы себе позволить вряд ли можете, кандидат должен уметь делать все сам: заниматься контентом и модерацией, общаться с посетителями, решать рекламные вопросы. Прекрасно, если это будет копирайтер, фотограф, дизайнер и маркетолог в одном лице. Знающий админку, инструменты соцсетей и системы аналитики (Google Analytics, Яндекс Метрика).
Адепт соцсетей
Хорошо, если профиль человека в той соцсети, где ему предстоит трудиться, подтверждает его экспертность. Здесь должны присутствовать не репосты крутых тачек или селфи из ночных клубов, а профильные материалы, отчеты с конференций и тренингов, примеры работ, сертификаты, скрины или даже прямые записи благодарных клиентов. Обратите внимание также на фото и личную информацию — анонимность в этом случае неприемлема.
Отсутствие паблика означает, что кандидат будет именно на вашей компании и за ваши же деньги нарабатывать опыт и экспериментировать. И не факт, что итоги этих опытов потом порадуют. К тому же, значительное количество подписчиков в паблике — дополнительный канал коммуникации и наглядное подтверждение активности и умения заинтересовать людей. Хотя и не главное.
Портфолио и отзывы
Помимо паблика очень желателен сайт с портфолио, какие-то самопрезентации, фотоальбомы и, разумеется, отзывы клиентов. Не поленитесь проверить авторство представленных работ и достоверность отзывов. Очень хорошо, если он умеет красиво снимать, даже на телефон, ведь в вашем случае фотоконтент, скорее всего, также ляжет на его плечи.
Стоимость работы. Предоплата
Сразу отбросьте дешевых (2–4 тысячи) и дорогих (свыше 40–50 тысяч) исполнителей. Связываться с первыми — опасно, высок риск нарваться на дилетанта. Со вторыми — себе дороже, эти запросто разорят. Выбирайте золотую середину. При этом хороший спец не выспрашивает первым делом о зарплате. Заинтересованный в результате человек сначала расспрашивает, вникает в нюансы работы, ее объем, сложность. А очень хороший — уже до собеседования изучит, как представлена ваша компания в соцсетях, промониторит каналы продвижения, статистику, особенности дизайна. Одним словом, придет уже с конкретными идеями по улучшению качества принимающей площадки, улучшению трафика и его конвертации. Такие могут просить предоплату, это нормально. Чем лучше специалист, тем на большую предоплату он может претендовать.
Компетентность
Человек, работающий в сфере интернет-маркетинга, всегда должен быть в курсе инсайдерских трендов, новинок, кейсов и статистики. Ведь маркетинг развивается очень стремительно, и потеряться в этой сфере можно запросто. Тогда кто-то более ловкий и знающий уведет ваших клиентов под звуки волшебной флейты. К слову, большой плюс, если соискатель не ограничивается рунетом, а совершенствует знания на ведущих англоязычных ресурсах, которые всегда на несколько шагов впереди.
Ключевой момент
Главное — вы должны почувствовать, что этот человек «ваш». Не только знающий, но и приятный в общении, пунктуальный, с нордическим характером (как у Штирлица), понимающий ЦА и общающийся с ней на одном языке, умеющий работать с негативом, креативный, соблюдающий корпоративные правила, умеющий слушать. Если с порога он принимается рассказывать о «волшебных инструментах», не выслушав ни вас, ни ваших маркетологов, — гоните в шею. К слову, взгляните непременно, как он общается с людьми в своем паблике — ведь ему предстоит общение с клиентами.
Перед отъездом
Сядьте и разработайте стратегию и цели работы вашего нового SMM-менеджера. Чтобы избежать сюрпризов и показать направление движения. Введите в курс дела, пускай задает вопросы, отвечайте и спрашивайте сами. Перед отъездом не должно остаться ни одного проблемного, невыясненного момента.
Очень неплохо, если к работе новый сотрудник приступит за недельку до вашего отъезда — сможете отследить и оценить его первые шаги и решения, сориентировать, подсказать. И успеете заменить, если не оправдает надежд!
Где искать
В случае, когда нет времени на эксперименты и возможна удаленная работа, можно воспользоваться услугами спецплощадок. Например, услуги по наполнению групп в соцсетях Facebook и Вконракте с публикаций по графику и персонального менеджера в придачу можно получить в контент-агентстве TextReporter. Ну а SMM-маркетологов-одиночек ищите, к примеру, на российском FL или украинском Freelancehunt. Здесь можно взглянуть на портфолио с примерами работ и почитать отзывы.
Контрольный тест
И еще. Любой мало-мальски грамотный кандидат должен быть в курсе золотого правила SMM-маркетинга — раз в неделю постить котиков!
После возвращения
Ну а если, вернувшись и вытряхнув песок из карманов, вы обнаружите, что дела пошли в гору, — подумайте, возможно, стоит пользоваться услугами SMM-щика и дальше. Ведь хороший специалист — товар штучный. Вам ли, знающему маркетологу, это объяснять? Сами же сможете сосредоточиться на более глобальных вопросах. К тому же, перед следующим отпуском повторять всю описанную процедуру уже не придется.
Автор: Андрей Гальчук