Интервью с Надеждой Лимонниковой

28 мая 2015


Интервью с Надеждой Лимонниковой TextBroker

Коллеги, мы рады тому факту, что все больше постоянных авторов Бюро добиваются успеха не только на поприще копирайтинга. Поэтому решили, что будет полезным брать интервью у успешных копирайтеров, чтобы они могли передать накопленный опыт своим соратникам по труду. Сегодня у нас в гостях копирайтер Надежда Лимонникова.


Надежда, здравствуйте. Для начала, чтобы все понимали, почему мы берем у вас интервью, почему нам это интересно, расскажите читателям немного о себе.

В марте этого года я приняла участие в соревновании мультимедийных журналистов, блогеров и редакторов «Мультимедийные МЫ». Конкурс уже практически завершён. Сейчас идёт пользовательское голосование.

Высокие оценки экспертов получили всего три проекта, в том числе и мой «Шаг вперёд! 10 ответов на вопросы фрилансеров об оформление ИП». Это меня очень радует, потому что я давно хотела поделиться информацией о том, какие сложности возникают у фрилансеров, решивших двигаться дальше.

Что ещё рассказать о себе? В копирайтинг я пришла из педагогики - работала 11 лет в школе. Работа с детьми нравилась, но хотелось реализовать свои писательские таланты.

В Бюро Textbroker.ru я уже почти пять лет. Примерно три года, а может и больше, была менеджером Textreporter.ru.

Сейчас я практически не работаю в Бюро, потому что всё моё время уходит на работу по продвижению основного клиента - «ООО Академия профессионального развития», а также на собственные проекты, включая тот, который получил высокую оценку в конкурсе.


Чем для вас является копирайтинг?

Копирайтинг для меня - это рекламные тексты, тексты, которые продают и помогают рассказать компании о том, что она делает. Сейчас я не рассматриваю копирайтинг как нечто обособленное. Если его отделить от маркетинга, PR, SMM, SEO, веб-аналитики и дизайна, он будет, на мой взгляд, несколько ущербным, неполным. В том числе и из-за этого мне неинтересно работать в рамках Бюро над единичными текстами. До какого-то момента этого может быть достаточно. Но рано или поздно разнородность и универсальность без обратной связи об эффективности того, что ты делаешь, начинает утомлять. А если к этому добавить постоянное самообразование или обучение, например, на курсах в Нетологии, то вообще становится нереально сложно общаться с заказчиками, которые пришли за одним текстом и не знают, кто их клиент.


Когда вы пробьете «потолок» того уровня, которого достигли сейчас, измените ли вы род деятельности?

На мой взгляд, сравнение с потолком - не совсем правильное. Если речь идёт о вертикальной карьере, то здесь правильнее вести речь о лифте гигантского небоскрёба жизни, который, сами понимаете где, останавливается навсегда.

А есть ещё горизонтальная карьера (направленная не на повышение уровня, а на развитие мастерства). Там вообще о стенах нужно говорить, а не о потолках.

Любой копирайтер может выстроить либо горизонтальную, либо вертикальную карьеру.

Что касается меня, то род деятельности я вряд ли изменю. Потому что писать - это моё призвание, это то, чем я всегда хотела заниматься и к чему я стремилась. Впереди ещё есть чему учиться.


В чем ваш личный секрет успеха в копирайтинге?

Секрета как такового нет. Скорее, есть правила и принципы, которые помогают достигать желаемого результата. Самое главное - нужно постоянно учиться и проверять на пригодность изученное.


Ваша самая характерная черта, как копирайтера? Как человека?

Для меня характерно досконально разобраться в вопросе, изучить его со всех сторон, понять его практическую ценность. А вообще, самая моя характерная черта - тяга к экспериментам. Мне интересно, что будет, если сделать так или вот эдак.


Считаете ли вы себя, как автора, примером для подражания?

В принципе, могу быть и примером для подражания, если кому-то нужен такой пример. Но считаю, что примеров у каждого человека и компирайтера должно быть как можно больше и самых разных.


Чего бы вы пожелали своим коллегам? Чего бы вы пожелали тем, кто только начал свой путь копирайтера?

Коллегам хочу пожелать жить так, как им хочется, и делать то, что им хочется. Не пренебрегать настоящим и почаще быть здесь и сейчас, не терять осознанности.

А начинающим хочу не пожелать, а предупредить, что их будут оценивать. И эти оценки чаще всего окажутся не в их пользу. Их задача, пока они только начинают, - не поддаваться соблазну всё бросить и не сравнивать себя с другими. Если вы на самом деле не представляете своей жизни без писательства, то вас ничто не должно останавливать.


Как вы представляете будущее отрасли? Какими будут авторы в будущем?

Главная опасность будущего - это роботы и компьютерные программы, которые смогут заменить писателя. Это вполне может произойти, но мы должны понимать - в любом случае это будет стандарт, а не творчество. К стандарту легко привыкнуть и решить, что это правильно и только в таком виде нужно получать информацию.

Полностью интеллект человека заменить невозможно, и вряд ли можно придумать такую программу, которая создаст то, что может написать человек. А писать всегда есть о чём и для кого. Это никогда не изменится, потому что человечество пишет уже ого-го сколько времени и нет этому предела.

Ценность авторов в будущем будет заключаться в их универсальности. Это время уже сейчас наступило, только мало кто об этом знает. Текста всегда было недостаточно. Да и нужен ли один текст, если его можно дополнить и улучшить за счёт фотографий, видео, инфографики? Так вот автор может и даже должен всё это уметь делать.


Есть ли для вас в профессиональной деятельности авторитеты?

Да, таких авторитетов много. В копирайтинге это Денис Каплунов, Дмитрий Кот, Наталья Карья. В маркетинге Андрей Зинкевич, Игорь Манн и Александр Репьев. В предпринимательстве Дэн Кеннеди. В писательстве Джулия Камерон. В журналистике Оксана Силантьева. В PR Инна Алексеева. В редактуре Максим Ильяхов.


Как вы воспринимаете критику в работе?

Критика бывает разной. Когда критика преподносится так, будто от моего текста зависела чья-то жизнь и я вообще не писатель, а нейрохирург, меня это раздражает. Критика должна быть конструктивной, объясняющей, что не так и почему нужно сделать иначе. Такая критика всегда нужна и имеет большую ценность, поэтому её бывает так мало.


Если бы у вас была возможность ввести в стране новые законы, что бы вы изменили в сфере фриланса?

Я считаю, что государство должно поощрять людей, которые сами себя обеспечивают. Я бы освободила фрилансеров на год от уплаты налогов и обязательных взносов в ПФР и ФОМС. Хорошая идея с патентом, но её всё никак не могут довести до ума, сделать такой, чтобы любой фрилансер мог просто внести один раз приемлемую сумму и спокойно работать в течение определённого времени. Особенно это важно для тех, кто начинает и ещё до конца не определился, будет ли продолжать и как долго.


Есть что-то, например, книга или курсы, которые вы могли бы рекомендовать своим коллегам?

Что касается книг, то я бы порекомендовала коллегам читать их на Bookmate.com. Все необходимые книги по копирайтингу, PR, SMM и маркетингу есть там. За 269 рублей в месяц можно получить доступ ко всем книгам и читать их на компьютере или мобильном устройстве. Если учитывать, что даже электронные версии книг стоят не меньше 200 рублей, экономия получается вообще огромная.

Список книг не буду приводить. Он длинный, если кому-то будет интересно, можно составить его отдельно и опубликовать в блоге Бюро или в «Мастерской копирайтинга».

Ещё рекомендую подписаться на журналы "Маркетолог" и "PR в России". Эти журналы заслуживают внимания. Периодика - вещь полезная. В журналах иногда пишут о том, о чём не прочитаешь в интернете. Вообще было бы не плохо, если бы Бюро подписалось на эти журналы для своих копирайтеров. Хотя стоимость подписки на электронную версию вполне приемлема. Могу поделиться номерами за этот год, чтобы было понятно, стоит ли тратить деньги.

Также хорошее место для учёбы Zillion.net. На этом ресурсе можно посещать вебинары и мастер-классы бесплатно.

Для платного обучения копирайтеров подходят курсы в Нетологии. Настоятельно рекомендую изучить курсы Екатерины Ерошиной и Дениса Савельева.

Чтобы быть в курсе того, что происходит в копирайтинге, я рекомендую в Facebook подписаться на Дениса Каплунова и Екатерину Ерошину, вступить в группу "Контент-маркетинг". Ежедневное обновление знаний вам будет гарантировано.

Также полезно будет изучить курс Оксаны Силантьевой "Практика мультимедийной журналистики и сторителлинга". Но он больше для тех, кому нравится заниматься новостями.

И ещё могу порекомендовать рассылку Максима Ильяхова об информационном стиле. Это суперполезные материалы для каждого копирайтера. Особенно в платном продолжении рассылки много интересного.


Творческий кризис ― применимое понятие для работы копирайтера? Были ли они у вас? Если да, то, как вы боролись с ними?

Копирайтеры - творческие люди, поэтому у них случаются творческие кризисы. Вообще сложно найти нетворческую профессию.

Творческие кризисы возникают из-за зацикленности на себе. Когда жизнь становится однообразной, один день похож на другой, обязательно будет творческий кризис.

В принципе, творческий кризис - это скорее хорошо, чем плохо. Он сигнализирует о том, что надо вносить изменения в себя и свою жизнь, вспоминать о собственных ценностях и целях. Это и помогает мне бороться с творческим кризисом. Вношу изменения, начинаю снова заниматься тем, что было отложено на "когда-нибудь потом". В последний раз, когда я справлялась с творческим кризисом, включила в свой режим занятия скорочтением и английским, а ещё утренние страницы, технику помидора, вечерние прогулки, ограничение рабочего времени и постановку целей с ведением дневника их достижения на сервисе SmartProgress.


Ваш рабочий девиз, если таковой имеется?

У меня нет какого-то определённого девиза. Мне нравятся слова из книги Джулии Камерон "Право писать":

"Размышляя о писательстве, я вспоминаю композитора Билли Мэя, который говорил, что у всех нас есть сто лошадей для творчества, и если тридцать из них обеспокоены тем, что скажут критики, и еще тридцать – тем, что мы делаем себя слишком уязвимыми, для работы остается всего сорок. Хитрость в том, продолжал он, чтобы объединять своих творческих лошадей. Иными словами, когда пишем, дать себе заниматься только этим и прекратить тревожиться, маяться и морочить себе голову тем, что подумают наши читатели. Это осознанная практика – и осознанный выбор – оставаться уязвимым. Никому она не дается с легкостью. Это трудно – и, тем не менее, именно в этом кроется наша личная сила".

На мой взгляд, это относится и к копирайтингу. Чтобы составить продающий текст, нужно задействовать всю сотню лошадей, полностью погрузиться в задачу, но это возможно только после тщательной подготовки.


Какой самый запоминающийся комплимент вашей работе вы слышали от заказчиков?

Я не коллекционирую комплименты и плохо их запоминаю. Сейчас, когда клиент у меня по сути всего один и он уже все комплименты высказал, даже похвастаться нечем.

Наверное, самый запоминающийся комплимент был таким: "Мне очень понравился текст, который Вы написали, поэтому я добавил к оставшейся сумме небольшой бонус".

Спасибо за вопросы! Если что-то в моих ответах непонятно, спросите в комментариях. Я отвечу.