Здравствуйте, коллеги! Сегодняшняя наша тема будет интересна не только тем, кто совсем недавно в профессии, но и маститым ветеранам, уже выработавшим определенные правила работы и поведения в Сети.
Мы привыкли к авралам, бессонным ночам и постоянной смене тематик. Нас уже не удивить ни биржевыми новостями, ни советами по уходу за кактусами, ни даже описанием основных принципов работы двигателя внутреннего сгорания. Постепенно мы привыкаем ко всему и начинаем ориентироваться в специальности не хуже, чем в кладовке родной квартиры.
И все же есть в нашей работе одна достаточно скользкая и неудобная тема, которая не покидает нас и спустя годы работы в Сети. Нет, это не новые алгоритмы проверки уникальности и даже не «тошнота» в 10 %. Все гораздо проще и вместе с тем сложнее: одна из главных проблем многих копирайтеров — неумение адекватно общаться с заказчиками.
Проблемы общения
Мы и сами не замечаем, как порой начинаем делить всех клиентов на «своих» и «чужих». Своих клиентов мы любим, к ним мы привыкли, от них не приходится ждать никакой каверзы — только работай усердно да сдавай тексты вовремя. Отлаженный и вполне привычный алгоритм действий. Мы можем стать с ними даже приятелями, поскольку именно доверительное и здоровое общение является залогом плодотворной работы.
Совсем другое дело — заказчик новый, непознанный и этим пугающий. Каким он окажется? Будет ли терпелив и справедлив? Начнет ли придираться и постоянно искать поводы «ткнуть носом»? Вопросы, вопросы, вопросы… Эти вопросы нас пугают и вносят сумятицу в отношения с клиентом.
Нет, не поймите меня превратно, я не говорю сейчас обо всех. Вполне может быть, что вас эта тема совершенно не касается и вы ведете себя со всеми одинаково. Люди все разные, и нормы поведения у всех тоже разные. И все же такая проблема существует у многих: мы часто не знаем, как правильно повести себя с заказчиком, и не умеем заранее обозначить рамки, в которых возможно ведение конструктивного диалога.
Правила поведения в жизни и в Сети
Главное, о чем мы должны помнить всегда, — это то, что заказчики тоже люди. С собственными комплексами и достоинствами, слабыми и сильными чертами характера. Они руководствуются теми же правилами общения, что и мы. Естественно, они так же отлично чувствуют ложь, фальшь и пренебрежение исполнителя. Вы можете рассыпаться в красивых эпитетах, но своими собственными поступками себе противоречить. Для человека, хоть немного знакомого с психологией общения, не составит никакого труда «вычислить» вас.
Помните: среди заказчиков встречаются очень и очень хорошие психологи. Даже если вам нечего скрывать и вы изначально готовы к диалогу, вами могут просто манипулировать. Вы и сами не заметите, как из статуса «исполнитель — заказчик» ваши отношения быстро перейдут в разряд «подчиненный — начальник». Для того чтобы ваше сотрудничество всегда было комфортным и строилось на принципах равного общения, необходимо соблюдать всего пять несложных правил. Именно их перечислением мы сейчас и займемся.
Пять правил успешного общения
• Не заискивайте перед заказчиком. Помните: вы исполнитель, а не раб и не подчиненный. Да, вы обязались выполнять работу для этого человека, но все-таки стоит изначально поставить себя так, чтобы было видно: вы успешный и опытный фрилансер. Работа и помощь — да, раболепство — нет!
• Не лгите заказчику. Почему-то в случаях форс-мажоров у родственников копирайтеров необъяснимо часто начинаются болезни, а провайдеры внезапно отбиваются от рук и день за днем лишают возможности доступа в Интернет. Заказчики уже настолько устали от обманов, что лучше просто сказать горькую правду. Да и вообще, врать некрасиво в принципе.
• Не «стройте» из себя профессионала экстра-класса. Я не спорю, возможно, у вас действительно колоссальный опыт и очень высокая тарифная ставка. Это замечательно! И все же не нужно свысока смотреть на всех и ограничиваться многозначительными односложными предложениями в переписке. Помните о том, что люди не любят слишком манерных и высокомерных. Самоутверждение за счет клиента — это явно не лучшее из решений.
• Принимайте критику адекватно. Всех нас очень раздражает критика, говорю это по собственному опыту. В своих глазах мы непогрешимы и готовы воспринимать замечания как придирки. Но ведь, согласитесь, бывает, что заказчик абсолютно прав и работа сделана «криво и без души». В этом случае успокойтесь и просто переделайте текст. Такое поведение зачастую бывает наиболее оптимальным выходом из сложившегося положения.
• Не бойтесь заказчика. Особенно это относится к тем случаям, когда вы понимаете: перед вами «крупная рыба». Здорово! Это еще одна возможность научиться общаться со столь уважаемыми людьми на равных. Это может пригодиться не только в работе, но и в жизни!
Надеюсь, этот материал был вам хоть чем-то полезен. До встречи, коллеги!