Приветствую, коллеги! Хочется надеяться, что, несмотря на некоторый летний спад, с заказами у вас все отлично и ваше благосостояние неуклонно растет. Сегодняшняя тема — это, скорее, некая передышка между двумя запланированными циклами рассылок: первый цикл о SEO-копирайтинге уже завершен, а следующий — о креативном написании текстов — начнется со следующей недели. Пока же предлагаю перевести дух и немножко позаниматься саморазвитием, а именно — еще раз проанализировать наше общение с заказчиком.
В МК уже есть материал на подобную тему, найти его можно здесь. И все-таки сегодня я хочу поговорить немного о другом — об умении не жечь мосты и не идти на поводу у своих эмоций. Если вы еще не достигли состояния полной невозмутимости при любых стрессовых ситуациях, то этот материал, надеюсь, будет вам полезен. Давайте, пожалуй, приступим.
Самоконтроль — наше все!
Поскольку я сам активно работаю в сфере интернет-журналистики, то прекрасно знаю, какими могут быть клиенты. Хорошо, когда работа принимается с минимальными правками, идеально — совсем без оных. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Наверняка у вас тоже такое бывало: вы вложили весь свой дневной запас креатива в текст и уже предвкушаете заслуженную похвалу, а в ответ слышите что-то типа «Нет, ну это совсем не то… Переделайте полностью, пожалуйста».
Обидно? Да не то слово! Порой просто хочется взять кувалду и привести свой ноутбук в блинообразное состояние. Хочется написать в ответ ТАКОГО, чтобы заказчик раз и навсегда понял, что он вообще ничего не смыслит в текстах и просто придирается к гению!
Все правильно, это нормальная защитная реакция организма на критику. Справедлива она или нет — вопрос другой. Главное — как вы отнесетесь к ситуации и потушите ли пожар души в самом начале или позволите вашему гневу выплеснуться наружу.
Вариант первый: «Я ему сейчас ВСЕ скажу!»
Предупрежу сразу: вариант не так чтобы уж очень мудрый. Да, какое-то моральное удовлетворение вы получите, но ваше торжество будет очень ограничено по времени. Как вы знаете, агрессия способна породить лишь агрессию, которая в 90 % случаев к вам же и вернется. Итог: вы в блеклисте, отношения с клиентом подорваны, статистика подпорчена, нервные клетки просят пощады.
Итог: пять минут торжества и целый вагон негатива.
Вариант второй: Разумный диалог
Вариант уже гораздо более правильный и позитивный. Здесь главное — не переступить ту грань, когда вы попадете в положение обвиняемого. Да, ваш текст не устроил заказчика, но это не означает, что вы в чем-то виноваты. Быть может, просто клиент зол на весь мир, вполне возможно, что ваш текст раскритиковали его несведущие коллеги, которые молятся на материалы о «молодых, динамично развивающихся компаниях с дружным коллективом». Причин может быть так много, что лучше их и не выяснять. Если вы еще слишком взвинчены для спокойного общения с «обидчиком», то просто выдержите паузу, попейте чаю, успокойтесь. Когда поймете, что готовы — действуйте.
Итог: вполне возможно, что вы сумеете наладить позитивный диалог и решить проблему без применения радикальных мер (см. вариант 1).
Вариант третий: Разумный диалог с аргументированным отказом
Иногда случается, что заказчик просто закусывает удила и не идет ни на какие компромиссы. Вы можете быть спокойны, как глыба гранита, можете переписывать материал несколько раз, но его все равно не примут. Не знаю, звезды ли в том виноваты или это просто «не ваш заказчик», но бояться этого не стоит. Если вы видите, что ситуацию не удается решить мирным путем, первыми пойдите на попятную. В спокойной и дружественной манере известите клиента, что пока не готовы выполнить его заказ. Можете ссылаться на творческий кризис, отсутствие идей и любые подобные факторы. Главное — достойно выйдите из общения, которое приносит вам лишь негатив и расстройства.
Итог: вы потеряете заказ и, возможно, клиента, но зато сохраните достоинство и присутствие духа.
Помните, что удаль не в том, чтобы уметь общаться по принципу «сам дурак», а в том, чтобы оставаться профессионалом в любой ситуации. Желаю вам мудрости и терпения, коллеги!