Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Мастерская копирайтинга - СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Первое слово дороже второго

15-06-2013

А оказывается —
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Владимир Маяковский. Облако в штанах

Здравствуйте, друзья! Честно сказать, берясь за написание этого материала, я испытывал именно ту проблему, о которой сегодня и пойдет речь. Если не ходить вокруг да около: мне не давалось первое предложение статьи… Знакомо? С вами тоже такое бывает? Да, это случается у всех без исключения творческих людей. Можно вынашивать в голове чудесную идею будущей статьи, затем сесть за компьютер, заранее будучи уверенным в том, что «вот сейчас я напишу такое» и… впасть в творческий ступор.

У вас может быть готова вся структура будущего материала, вы уже даже знаете, какие именно примеры приведете, но работа так и останется на месте до тех пор, пока вы не найдете первое предложение. Как ни странно, но именно оно задает темп всему вашему повествованию и является залогом успехом всего текста. Почему? А давайте попробуем разобраться!

Первое предложение: что, как и почему

Готовясь к написанию статьи, я попытался вспомнить, что же именно мне приходилось читать у крупных писателей о муках первого предложения. Оказалось, что в мировой литературе этому действительно важному вопросу посвящено не так много, как хотелось бы. Не подвел лишь Хемингуэй, чудесно описавший муки, связанные с написанием первых строк, в своем «Празднике, который всегда с тобой». Другие «инженеры душ» хранили гордое молчание или просто не вспоминались вашему покорному слуге. Впрочем, все равно придется разбираться и учиться.

Из своей достаточно длительной журналистской практики я вынес один очень важный урок: нельзя искусственно провоцировать рождение текста. Когда спешишь, начиная статью с первых попавшихся слов — лишь бы хоть как-то начать, то в 90 % случаев она просто не получается. Факты есть, слог есть, метафор в изобилии, а самой статьи нет... Это можно сравнить с постройкой дома. Если фундамент вашего здания выполнен второпях, то даже возведение стен из чистого золота не спасет ситуацию. Самый прекрасный особняк будет выглядеть неполноценно, если он построен на неправильном фундаменте.

Так и с текстом: экономия времени на первых строках приведет к тому, что ваш запал пропадет. Вы будете нести в себе груз неудовлетворения материалом сквозь всю статью — будете писать прекрасные слова, но небрежение началом лишит вас радости. Чтобы любить свои тексты и с первой же строки жить ими, нужно соблюдать всего несколько правил. Этого нет в книгах и пособиях — это лишь мой личный опыт и переживания. Доверять им или нет — решать вам.

• Не бойтесь стирать целые абзацы. Если вы видите, что перемудрили или «повело не туда», смело удаляйте написанное. Пусть даже там текста на добрых 500–700 знаков. Все равно полного удовлетворения не будет — вы начнете приспосабливать текст под этот неудачный абзац, ломая первоначальный замысел статьи.

• Не торопитесь. Я прекрасно знаю, что порой время играет против нас и нужно срочно хоть как-то начать. Не торопитесь — с наскока такие проблемы не решаются. Подберите ОДНУ удачную фразу, а дальше текст покатится как с горки.

• Отвлекайтесь от статьи. Такое бывает — текст просто не идет. Он шел вчера, возможно, будет идти завтра, а сегодня вы в тупике. Пусть так, это не повод отчаиваться. Выпейте чаю или отвлекитесь на другие дела. Ваше подсознание не откажется от работы в любом случае, оно будет «варить» ситуацию даже во время отдыха. Через некоторое время решение обязательно найдется.

• Не привыкайте к штампам. Допустим, вы привыкли, что все тексты о строительстве начинаются у вас с предложения определенной конструкции. Таким образом вы написали сотню статей и все было чудесно, но сегодня это — не работает. Все дело в том, что вы выросли как творец, а потому нужно переходить на новый уровень. Экспериментируйте! Начинайте материал с вопроса, восклицания, учитесь мыслить нестандартно. Как только вы «поймаете» свое предложение, вы обязательно это увидите!

Надеюсь, этот материал был вам хоть чем-то полезен.
До новых встреч, коллеги!

← Перейти к списку статей