Внимание! С 1 сентября 2015 года внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

Мастерская копирайтинга - СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Готовим новости: собираем факты

18-05-2011

«Не могли бы вы написать нам новость?» Такой вопрос заказчика рано или поздно застает врасплох чуть ли не каждого сетевого копирайтера. Судорожно сглотнув (от неожиданности) и немного поколебавшись (оценивая свои силы), вы ответите: «Да, конечно!» – даже если никогда до этого не сталкивались с данным жанром журналистики.

И правильно сделаете! Повышать профессиональный уровень, учиться новому не гнушаются даже асы копирайтинга, а что делать это лучше на практике, вы, наверное, поняли уже давным-давно.

Итак, приступим: выясним прежде всего, что такое новость и почему она так востребована.

На первый взгляд, все довольно просто. Новость – это информация о каком-то событии. Факт, о котором надо поведать миру. Но… в жизни столько всего происходит… и далеко не все факты превращаются в новости… Как же выбрать из великого их множества нужный?

Давайте разберемся. Но сначала вспомним, что, к сожалению, сетевой копирайтер не всегда волен в выборе темы. Перед одним стоит конкретная задача освещать работу стоматологов, перед другим – рассказывать исключительно об адронном коллайдере… Однако при этом и тот, и другой, подыскивая информацию по теме, должны учитывать одну-единственную вещь: факт, который они планируют преподнести, должен быть интересен аудитории, на которую рассчитан.

Зачем ее заинтересовывать? Все весьма банально.

Изначально перед сетевым копирайтером стоит сверхзадача – привлечь внимание читателя. Чем больше пользователей ознакомятся с текстом, тем более широкую известность получит компания, о которой в нем идет речь, либо сайт, на котором опубликован материал. В последнем случае к тому же имеют вес посетители, повышающие рейтинг сайта для поисковиков. Поэтому интересность для любого пишущего в электронные СМИ – безусловный приоритет.

А теперь внимание: факт выпуска очередной модели зуботехнического стола будет достойным выбором для написания новости, если ваша аудитория – дантисты. Но если вы собираетесь поведать о стоматологии более массовой аудитории, факт придется менять на другой – более яркий.

То же касается и адронного коллайдера. Информацию о вычленении хиггсовского бозона на этом устройстве с удовольствием почитают физики всех стан мира. Но вряд ли эти сведения станут дороги другой публике… А вот то, что работа названного аппарата может нарушить стабильность Вселенной и превратить нашу планету в хорошее воспоминание (это в свое время и провозгласили многие СМИ), – новость, затрагивающая всех и каждого, и ее неизменно заметят.

Давайте же посмотрим, что цепляет людей больше всего. Независимо от сферы жизни (политика, экономика, спорт, криминал, наука, культура и т. д.) – это:
1. Новизна – то, что случилось впервые. События, происходящие с определенной регулярностью (например, форум в Давосе), тоже будут отражены в СМИ, но скачок популярности будет у новости, которая сообщит, что в текущем году впервые в истории это мероприятие не состоится.
2. Необычность, сенсационность – все, что нарушает обычный ход вещей.
Вторжение инопланетян, выход футбольного клуба «ГазМяс» в Лигу чемпионов, мировые катаклизмы, необычные происшествия и кровавые преступления – все это будет на первых полосах.
3. Знаменитости. Люди нуждаются в идолах. А что может быть любопытнее, чем наблюдать за существованием небожителей, быть зрителями эдакого нескончаемого сериала… Это поняли еще жрецы Древней Греции, создавшие подробную биографию для каждого из своих богов. По сути потребность в кумирах дошла до наших дней в неизменном состоянии, только боги сошли с Олимпа, превратившись в звезд шоу-бизнеса, спорта, представителей высшего света.

Любые факты, подпадающие под одну из этих категорий, могут стать основой для новости. Однако на популярность обречены лишь те, которые:
а) касаются большого количества народа (чем больше, тем сильнее будет резонанс);
б) произошли в непосредственной близости от читателя (на его улице, в его городе-селе и т.д.).

Так. С этим разобрались. Теперь следующий вопрос: где брать подобные факты? Естественно, из источников: других СМИ (отечественных и зарубежных), специализированных газет и журналов, из сообщений пресс-служб, заявлений официальных (а подчас и неофициальных) лиц, из пресс-релизов, наконец. Другое дело, что хотелось бы, чтобы факты были фактами, а не их интерпретацией. А потому желательно (если это возможно) добыть сведения о них из нескольких независимых источников.

Хорошо. Однако как быть в другой ситуации: когда у копирайтера факт уже есть – его предоставил заказчик. Но вот беда – эти сведения наверняка не привлекут рядового пользователя Интернета…

Ну что ж, ничего не попишешь – доведется вам изложить сей факт повкуснее, хорошенько подумать, под каким соусом его подать… Словом, надлежит вам решить еще одну нетривиальную задачку на нахождение квадратуры круга. А с какого края взяться за это нелегкое дело – читайте далее в рубрике «Сетевой копирайтинг».

← Перейти к списку статей