СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Структура новости: строим пирамиду

13 июля 2011


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Структура новости: строим пирамиду TextBroker

Пирамиды, пирамиды… Их возведение – удел не только древних. Даже сегодня людям некоторых профессий приходится создавать нечто подобное. Правда, мы имеем в виду не материальные сооружения, а продукт человеческой мысли… Но все же – журналистам и сетевым копирайтерам пирамиды строить периодически доводится.

Естественно, ни камни, ни кирпичи для этого им не требуются. Их вполне заменяют слова и факты. Однако пирамидальная форма в структуре текста время от времени просвечивает. И наиболее четко – в композиции новости.

Да, новость действительно строится по принципу пирамиды. Однако воздвигать ее надо довольно необычным способом – с вершины. Для любого сообщения это, конечно же, начало текста. Так вот: если вы пишете новость, здесь должен быть коротко изложен самый важный и главный факт, ради которого, собственно, вы и сели за компьютер.

Этот факт может быть приведен уже в заголовке, благодаря чему и последний тоже встраивается в общую структуру материала. Возьмем хотя бы такое название: Ученые разгадали загадку чудо-зверя – чупакабры. Факт присутствует? Читателю понятно, чему будет посвящено сообщение? Вот и славненько.

Ну а в первом абзаце вам нужно будет разъяснить ситуацию чуть подробнее – рассказать, в чем же, собственно, загадка заключалась.

Далее, в следующих абзацах, сей факт нужно расширить, углубить, обрастить подробностями, которые по важности менее значимы, но для читателя не менее интересны (кто, когда и где сделал сие потрясающее открытие, какие методы при этом использовались и т.д.).

Чуть позже можно пустить детали незначительные, которые только дополнят и разнообразят повествование – допустим, о том, чем чревато подобное открытие.

Таким образом, мы идем от главного к частностям, от лаконичности к расширенному изложению – словом, формируем текст в форме пирамиды: чтобы он был менее многословным вначале и более объемным в конце.

Новость может иметь завершающую часть, которая напоминает публике, что произошло ранее (так называемый бэкграунд, или бэк). Например, здесь можно поведать, когда впервые в СМИ появились упоминания о чупакабрах – загадочных зверушках с садистскими наклонностями, коротко описать катастрофические последствия их набегов на села и даже рассказать, что именно местные власти планируют с этими мутантами делать дальше.

Чем важен бэк? Тем, что вносит завершающий штрих во все ваше сообщение. А этот самый финальный аккорд может очень многое. Ведь что, как известно, больше всего запоминается? Правильно – первая и последняя фразы. А значит, у вас есть шанс с помощью бэка создать нужное отношение к описываемым фактам и, разумеется, к героям вашего материала.

Теперь об объемах. Новость, как правило, умещается в 4–6 абзацев. Поверьте, это оптимальный размерчик – ни много и ни мало. Однако приведенные цифры не догма: сообщение может быть гораздо скромнее (некоторые новости в Сети содержат всего 1–2 абзаца) или наоборот – растянуться раза в два. Все зависит от темы.

Впрочем, при этом правило остается правилом: главное – сначала, подробности – потом.

И напоследок такой нюанс. Запомните: ваша задача в данной ситуации – дать читателю максимум фактов, передав при этом минимум эмоций. Согласитесь: ведь самое ценное здесь не ваша личность, а все-таки событие. А потому сдержанность и еще раз сдержанность! Ну а хотите сформировать мнение аудитории – делайте это исключительно мастерским подбором фактов, а не оценочными характеристиками.

Перейти к списку статей