СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Ритмика текста

29 марта 2014


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Ритмика текста TextBroker

Приветствую, друзья! Скажите, замечали ли вы, что есть такие книги, которые попросту невозможно читать? Особенно это касается переводной литературы: вроде бы и сюжет интересный, и вещи толковые автор пишет, и читать хочется, а не идет книга, и все тут. Не берусь говорить обо всех «трудных» книгах, но о некоторой их части говорю смело: при всей интересности чтение этой литературы становится настоящей пыткой.

Собственно, что-то похожее часто происходит и в копирайтинге: открываешь какую-то статью и понимаешь, что не прочтешь ее до конца ни за какие шанежки. Да, причин такому может быть много: сложный шрифт, огромные неразделенные абзацы, неправильное оформление текста, косноязычность автора, наличие целых озер с водой и так далее. Это все имеет место быть, но сегодня мы этого касаться не будем.

А коснемся мы, дорогие друзья, ритмики текста, которая очень просто может быть причиной потери интереса к материалу. Сразу оговорюсь: я не лингвист и не филолог. Я не стану, да и не сумею, честно говоря, нырять в профессиональные дебри изучения ритмики текста. Лишнее это. Могу вас заверить, что таких слов, как «фонетическая», «архитектоника», «реципиент» здесь не будет. Обойдемся простыми словами и легкими примерами.

Ритмика текста: как не усыпить читателя

Читателю нужно бодрствовать. Всегда. Интернет — поле с миллионом альтернатив. Если вы не зацепите читателя, он сбежит быстро и бесповоротно. Так как же сделать так, чтобы посетитель ознакомился с текстом и втянулся в чтение?

Во-первых, боже вас упаси делать предложения одной длины. Этого делать нельзя ни в коем случае. Почему? Все очевидно: такие предложения усыпляют читателя, не дают ему ограничивать рамки прочитанного, не оставляют шансов передохнуть. Не могу точно сказать, как это объясняют психологи, но человеку не нравится, когда все слишком монотонно и однообразно. Особенно это правило важно при написании продающих текстов, где просто жизненно необходимо постоянно направлять читателя дальше.

Во-вторых, не нужно злоупотреблять и слишком длинными предложениями. Обычно там, где много запятых, всегда можно найти место для «разрыва». Уберите запятую и лучше сделайте из одного огромного два нормальных и одно короткое предложение. Или два коротких и два нормальных. Экспериментируйте. Да и вообще тексты для Сети не нужно делать огромными — подобным злоупотребляют обычно начинающие копирайтеры. Ну а мы-то с вами уже этот этап прошли.

В-третьих, вы должны постоянно держать включенным своего «внутреннего контролера». И вовремя заметить, что начали писать в одном ритме. По сути, вы должны обгонять читателя на один шаг. Причем всегда. Только он привык к определенному ритму, вы — резко его меняете. Таким образом вы не даете ему привыкнуть: он просто не знает, чего ожидать от вас дальше, и это придает ему интереса. Конечно, я описал принципе очень упрощенно. Но все-таки подобное работает.

И еще одно пожелание: не бойтесь коротких предложений. Да, я понимаю, каждый помнит свое скудное авторское «детство». Тогда мы учились «как не нужно писать», и твердо усвоили себе, что короткими предложениями пишут только самые слабые, начинающие авторы. К счастью, не только. Немало маститых писателей с мировым и именами любят короткие предложения. И виртуозно ими пользуются.

Само по себе короткое предложение — незаменимо и удивительно. Важно, чтобы такие предложения не главенствовали в материале, и тогда все будет прекрасно. Как средство улучшения качества ритмики короткие предложения незаменимы. Но! Как главная составляющая текста — губительны.

Чередуйте предложения. Не жалейте юмора. Используйте яркие примеры. Хоть пляшите и пойте частушки, но делайте все, чтобы ваш материал не выглядел как унылая глыба текста. Пусть короткие предложения чередуются с длинными. Не бойтесь искать. Только так можно найти ритмику, которая станет со временем вашим фирменным стилем.

Вот, собственно, и все на сегодня. До встречи, коллеги!

Перейти к списку статей