Скажите, случалось ли вам выполнять сложную физическую работу? Такую, знаете, незамысловатую, вроде рытья канав или перетаскивания тяжелых предметов? Думаю, большинство читателей отлично знают, о чем я сейчас говорю. Под конец такой работы руки ходят ходуном, спина болит, в голове — молоточки или даже колокола. Знакомо?
Давайте разовьем ситуацию до крайности: а ну как сразу после такого стахановского подвига вас усадить менять пружинку на наручных часах. Сможете? Вряд ли, ибо руки трясутся, мышцы забиты, не до виртуозных манипуляций. После тяжелого труда сложно перестроиться на что-то скрупулезное и тонкое. Единственный вариант — отойти, а уж на следующий день — браться за тонкую работу.
Тяжелый и легкий труд в копирайтинге
Конечно, сидя за любимым компьютером, канав вы никаких не копаете и вообще физически особо не напрягаетесь. Впрочем, этого и не требуется, ведь в копирайтинге есть прекрасный аналог тяжелого физического труда — монотонная работа без полета фантазии. Думаю, у каждого из нас встречаются заказы, которые приходится выполнять, стиснув зубы. Поденная обязанность без изысков и особого желания. У кого-то такой работы больше, у кого-то меньше, но у каждого она есть.
Особенно показательны SEO-тексты, где каждый второй материал рождается в тяжелых душевных муках, подкрепленных словами «не хочу, но надо». Антипод тяжелых текстов — материалы, требующие, скорее, виртуозности мысли и полета фантазии. Здесь редко играют роль объемы и часы работы, в таких текстах важны легкость ума, яркость метафор, тонкие психологические приемы и прочие профессиональные штуки. Тексты подобного рода — элитны по своей сути, их всегда меньше. Именно по ним судят о профессионализме копирайтера, его авторском мастерстве.
К сожалению, многие авторы не придают значения тому, как именно построен порядок их работы. Вполне обычное дело — сначала аврально написать все самое сложное и противное, а лакомые «интеллектуальные» материалы оставить напоследок. С точки зрения тайм-менеджмента, такой подход вполне оправдан: я и сам очень долго считал, что все самое сложное нужно сделать в первую очередь. Скажу больше, увлеченно учил этому своих читателей. Жизнь внесла свои коррективы, полностью перекроив мое мировоззрение.
Способ планирования работы в копирайтинге
Помните, мы начали говорить о физической работе и о том, что «поденные» тексты — аналог тяжелого труда? Это и вправду так. Когда мы первым делом хватаемся за материалы, не требующие особого умственного напряжения, то как бы «забиваем» мозг однообразной работой. Мы задаем своему мозгу программу, не предусматривающую долгих размышлений, поисков оптимальных решений и так далее.
Низкоквалифицированная черновая работа. Пары часов копирайтинга в таком режиме вполне достаточно, чтобы мозг успел «отупеть».
Что же происходит дальше? А дальше происходит следующее: когда дело доходит до текстов, требующих особого умственного напряжения, виртуозности исполнения и прочих изысков, мозг уже не может перестроиться на столь тонкие задачи. Ритм задан, мы загрузили себя на этот день совсем другой, гораздо более топорной программой. Легкость слога утрачена, из-под пера выходят канцелярские фразы, которые отлично подходили для прошлой задачи, но сейчас совершенно неуместны.
Все, что написано выше — не плод моих умствований, а закономерность, выявленная на практике. Долгое время я и сам не мог понять, почему качество материалов так скачет. Оказалось, дело именно в планировании работы. Если первым делом браться за самые ответственные, требующие свежести ума материалы, то все выходит чудесно. Если же приступать к ним после «рытья канав», все выходит как-то грубо и неинтересно.
Не знаю, прислушаетесь ли вы к моему совету. Вполне возможно, что вас все вполне устраивает. Если же проблема есть, то попробуйте провести эксперимент: беритесь за интересные задачи в первую очередь, а все «отупляющие» тексты оставляйте напоследок. Лично мне — помогло. Не исключаю, что и вам тоже поможет.
До новых встреч, друзья!