У меня в кабинете есть специальная полочка, куда попадают только лучшие книги. Никакой художественной литературы, только избранные работы по психологии, маркетингу, тайм-менеджменту и так далее. Как ни странно, но до поры на этой полочке стояла только одна книга по копирайтингу — «Искусство создания рекламных посланий» Джозефа Шугермана.
Недавно все изменилось: на полке появилась вторая книга о профессии. Книга, которая несколько расширила мои представления о полезности профильной литературы. Встречайте Уильяма Зинсера и его шикарную работу «Как писать хорошо».
Почему Зинсер — это круто?
Я мог бы начать с того, что за 40 лет существования работа выдержала 30 переизданий, а общее число копий перевалило за миллион. Или рассказать о том, что тысячи современных журналистов и авторов нон-фикшн буквально боготворят Уильяма Зинсера, создавшего, пожалуй, лучший учебник по написанию нехудожественных текстов.
Все это я знал еще до покупки книги. Пугало одно: а вдруг работа, расхваленная англоязычными коллегами, попросту «не стрельнет» в российских реалиях? К счастью, стрельнула, да еще как!
Только открыв книгу, вы сразу же попадаете в мир спокойного профессионализма. Помните то чувство, когда понимаешь — автор говорит дельные вещи, но мне сложно его принять и понять? Так вот, здесь все не так: книга сразу же располагает к себе и учит уже с первых страниц. Терпеливо, уверенно, понятно.
Одним из несомненных достоинств является отличный перевод, который прекрасно попадает в стилистику автора. Видно, что переводчик постарался передать атмосферу и не ослабить материал лишними словами и выражениями, против которых так борется сам автор. Тот самый случай, когда тандем «автор – переводчик» просто шикарен.
О чем эта книга?
Уильям Зинсер не стал валить все в кучу и разделил свою работу на четыре части:
• Принципы.
• Методы.
• Жанры.
• Отношение.
Каждая из частей — это взгляд на создание нехудожественных текстов под новым углом. С вашего позволения я несколько расшифрую каждый из этапов.
Принципы. У всякого копирайтера должны быть определенные принципы создания текстов. Если таковых не имеется, копирайтера носит из стороны в сторону, он постоянно подвержен смене приоритетов. От этого страдает не только сам автор, но и его материалы. Уильям предлагает читателю набор классических принципов для работы с материалом. Нет своих? Берите у Зинсера!
Скажем, принцип «Простота». Автор учит избегать излишнего украшения речи без серьезных на то оснований. Если вам кажется, что говорить много и красиво — дело верное, Зинсер быстренько разнесет вашу теорию в щепы. Каждый принцип — ценный урок, который легко усваивается и реально помогает в работе.
Методы. Еще один раздел, который учит непосредственной работе с материалом. Особенно ценны здесь рекомендации по созданию зачина и концовки. Еще один несомненный плюс — глава «Всего понемножку», в которой представлено эдакое ассорти из полезных советов по работе с текстом.
Жанры. Сначала эта часть книги не показалась мне слишком интересной: я был уверен, что и так отлично знаю, как писать о местах, людях или науке. Поторопился. На самом деле это, пожалуй, самый ценный «кусок» книги. Здесь есть все, начиная от советов по написанию спортивных или научных материалов, заканчивая юмором и деловыми бумагами. Огромный склад вкуснятины, где вы найдете массу полезного и нужного.
Отношение. Самая «отвлеченная», но вместе с тем и самая личная и психологически меткая часть. Здесь автор учит слышать звук вашего писательского голоса, рассказывает, как быть смелым при принятии решений, дает массу рекомендаций по становлению журналистов и копирайтеров.
Не знаю, как выйдет у вас, но лично у меня после этой части родилось спокойное и яркое решение — «У тебя все получится, нужно просто работать». Уильям Зинсер умеет заряжать.
Общие впечатления от книги
Повторюсь, книга просто шикарная. Когда я закончил чтение, половина полей была заполнена галочками, какими-то пометками от руки и подчеркиваниями. Это лучший индикатор того, что в прочитанном материале полно важного и нужного. Уверен, что через несколько месяцев я обязательно вернусь к книге, чтобы освежить память и стать еще лучше в профессиональном плане. Это же от всей души рекомендую сделать и вам, уважаемые коллеги!
Купить книгу можно на сайте издательства «Альпина Паблишер».