Конечно, об этом не спрашивают, но все же признайтесь честно: доводилось ли вам писать благодарственные отзывы о товарах? Не пару слов – «спасибо, доволен как слон», а развернутые, знаков эдак на 1000, с какой-то предысторией и глубинным (естественно, продажным) смыслом? Мне приходилось. Да и вы, могу поспорить, тоже сталкивались с такими заданиями.
Владельцев сайтов, заказывающих подобную работу, можно понять: товар есть, а продаж еще нет, как и благодарных клиентов, чьи выражения чувств простимулировали бы кого-то на покупку. Процесс хочется ускорить – а к кому же за этим обратиться, как не к профессионалам? Вот и отдуваемся мы с вами и за И. А. Перепадемкина из Житомира, и за Петра Гром-Гржимайла из Тулы. Что ж тут поделаешь – такова жизнь. А потому отбросим сомнения прочь и пойдем учиться писать отзывы.
Ничего сложного здесь нет – надо лишь знать, что это тоже вид продающего текста. Несколько своеобразный, согласна, но сути это не меняет. А раз у нас продажник, то и строить его необходимо с учетом классической структуры: проблема – обещание – доказательство (однако освещать все эти вещи придется не со стороны продавца, как обычно, а со стороны покупателя). Да и подчеркивать в нем по-прежнему нужно плюсы товара.
А раз так – то перво-наперво выделяем выгоды пользования товаром или услугой (например, простота устройства, быстрота доставки, качество изделия) и каждой выгоде посвящаем по отзыву.
Далее определяемся, от имени кого будет создан отзыв, то есть выбираем персонажа. При этом учитываем, что он должен:
а) входить в целевую аудиторию (так, не стоит писать отзыв от старушки о креме для увеличения груди, как бы вам этого ни хотелось);
б) быть с ней на равных или иметь более высокий статус (допустим, отзыв школьника о товаре для учителей вряд ли принесет ожидаемый эффект, а вот отзыв профессора – вполне).
После этого каждому персонажу стоит придумать легенду, которая уложилась бы в схему: проблема – обещание – доказательство. Мол, страдал я от хронической усталости – проведал о свойствах препарата «Буйногрыз», попробовал – и больше ничто меня не беспокоит. Утрирую, разумеется, но где-то как-то так.
Для правдоподобия можно добавить нюансов: поведать о том, как ваш герой по жизни ссорился с женой и ругался с начальством; что в волшебные свойства чудо-средства сначала не поверил, но после того как реклама несколько раз попалась на глаза, решил все же попробовать; что улучшение почувствовал уже после первой недели приема, а пройдя курс лечения, сумел наладить отношения со своими коллегами и даже получил небольшое повышение по службе; с женой пока не помирился, но планирует… Словом, побольше житейских подробностей – это подкупает.
Как и в обычном продающем тексте, проблему из структуры можно выбросить – и тогда отзыв превратится в мини-историю без излишнего драматизма.
Вообще, как говорит Джон Карлтон, мастер забугорного копирайтинга, маленькие истории, посвященные искуплению, неожиданному успеху, жизненным переменам, работают в данной ситуации эффективнее всего.
О чем же можно так долго распространяться в текстах столь короткого формата? Предлагаю несколько идей о том, что можно упомянуть, – необходимые выбирайте сами:
1. Как покупатель узнал о товаре (услуге).
2. Почему он выбрал именно это изделие (поставщика услуг).
3. Доволен ли клиент результатом.
4. Как быстро он получил товар (ему оказали услугу).
5. Что сказали по этому поводу его родственники, друзья, коллеги, знакомые.
6. Как именно он использовал приобретение.
Само собой, составляя текст, все время помним и говорим о выгодах – это не обсуждается.
Теперь несколько слов о подписях. Они обязаны присутствовать в приказном порядке, желательно с указанием не только имени, но и фамилии, отчества, профессии и города обитания. Поверьте, «И. В. из Х-ки» вызывает совсем не то доверие, что «Иван Петрович Водкин, водитель из Усть-Кукуйска».
И наконец о том, без чего отзывы вполне могут обойтись: в них не должно быть однообразия, сложных предложений и сплошного елея. Не забывайте, что вашими руками словно пишут другие живые люди, которые могут и выразиться попроще, и высказать на фоне всеобщей благодарности свое «фэ» по поводу какой-нибудь несущественной мелочи. Вроде бы и критика, добавляющая правдоподобности, – и в то же время от нее никакого вреда… кроме пользы.