Часто приходится слышать, что частица НЕ в продающем тексте неуместна. Совершенно. Мол, это совсем не тот элемент, который вызывает душевное расположение читателя, а потому нужно выжигать его из лексикона копирайтеров каленым железом.
Имеет ли это рассуждение воинственно настроенных лингвопсихологов хоть какие-нибудь основания? Как ни прискорбно, таки имеет.
НЕ действительно частица весьма специфическая: как и слово «нет», она не только указывает на отрицание, но и может его продуцировать. Не зря же психологи советуют людям, которые хотят убедить собеседника в своей правоте, формулировать вопросы к нему так, чтобы на них можно было ответить только «да». Ведь «нет» подчеркнет различие во взглядах, и собеседник превратится не в единомышленника, а в оппонента – а ему уже доказать что-либо гораздо труднее.
Кроме того, у частицы НЕ есть еще одна негативная черта: при чтении текста она может «потеряться» — реципиент ее просто не заметит. При этом фраза приобретет звучание противоположное тому, которое задумывал автор, что, знаете ли, чревато…
Именно поэтому и существует мнение, что продающий текст только выиграет от отсутствия этого «вредного» элемента. Однако слухи о тотальном запрете на его использование сильно преувеличены. Хотя бы потому, что иногда не удается заменить слово с НЕ равным по смысловому весу синонимом либо описательным оборотом.
Разумеется, учитывая обстоятельства, нужно стараться не употреблять эту частицу всуе — если есть хоть малейшая возможность обойтись без НЕ, необходимо ее использовать.
Конечно же, не стоит протаскивать ее в самые «убеждающие» места продающего текста — в заголовки и подзаголовки, в систему доказательств. Но вычеркивать эту частицу там, где она действительно на месте, не стоит. В любом случае надо смотреть, какое воздействие оказывает фраза с НЕ и ее психологически правильные аналоги — возможно, эффективность первой будет даже выше.
Кстати, оттенок отрицания, присущий этой частице, вполне можно использовать в корыстных (то бишь продающих) целях. В некоторых обстоятельствах она способна придать речи особую выразительность и эмоциональность.
Существует несколько основных способов ее сознательного применения.
1. Усиление ключевого слова. Сравните две фрагмента продающего текста: Вы получите книгу, право на участие в бесплатном вебинаре и беспрецедентный бонус — автограф самого Джо Витале! и Думаете, вы получите книгу? Нет! Вы получите не только книгу, а еще и участие в бесплатном вебинаре и беспрецедентный бонус — автограф самого Джо Витале! Который фрагмент убедительнее?
2. Отрицание проблемы. Строите свой текст на проблемах потребителей? Тогда дайте читателям прочувствовать, как чудесно будет, если они от них избавятся. Использовать для этого конструкцию с частицей НЕ — самое то. Вдохновляйтесь слоганами Когда нигде не жмет, Потому и не кусают.
3. Нагромождение НЕ для создания противоположного эффекта. Иногда фразу специально насыщают словами с НЕ — чтобы придать ей динамику, категоричность, подтолкнуть читателя к действию: Не почивайте на лаврах, не останавливайтесь на достигнутом, не ждите, пока вас затянет в болото — двигайтесь вперед! Или же — чтобы подчеркнуть ценность вещи: Это не ерунда, не безделушка, а настоящая ценность…
Итак, выстраивайте свои отношения с частицей НЕ, руководствуясь в первую очередь здравым смыслом. Иногда именно она простимулирует читателя лучше всего — так зачем упускать такую возможность?