СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Слепить интервью: как работать над текстом

1 июня 2012


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Слепить интервью: как работать над текстом TextBroker

Ну вот: вопросы подготовили, интервью провели и даже записали. И что со всем этим делать дальше? Ведь достаточно беглого взгляда на текст вашей беседы, чтобы понять: в таком виде представлять его читателю нельзя — и он вас не поймет, и с интервьюируемым поссоритесь…

Так что хочешь не хочешь, а придется приводить все материалы интервью в идеальный порядок.

Что же именно предстоит сделать? Перечисляем:

1) структурировать текст;

2) проверить факты, статистические данные, убрать логические несоответствия;

3) отредактировать речь героя;

4) если материал большой — разбить его на части, придумать к ним названия, а также озаглавить интервью и написать лид.

Структурировать текст

Пункт № 1 вам может не понадобиться, если интервью прошло так, как задумывалось: собеседник отвечал на вопросы четко, развернуто и в нужной вам последовательности.

Но если строй беседы пришлось изменить (ваш герой отказался говорить на какую-то тему, отвлекался на постороннее, перескакивал с темы на тему, в конце интервью вернулся к первому вопросу и т. д.), вам придется добиваться логичности изложения «принудительными» методами. Что поделаешь: анархия неприемлема — хаотичности читатель вам не простит.

Чтобы выстроить композицию интервью, используют такие модели:

А. Хронологическая последовательность. Придерживаться ее есть смысл, когда герой рассказывает о каком-то событии, излагает историю жизни.

Б. Перевернутая пирамида. Этот способ подачи материала предполагает, что самые важные, «взрывные» сведения излагаются в начале текста, а далее следует их детализация — по мере убывания важности. Словом, структура такая, как у новости.

В. Драматическая композиция (с завязкой, кульминацией, развязкой) — о ней, если помните, мы говорили в прошлом уроке раздела «Сетевой копирайтинг».

Кстати, драматический вариант часто совмещают с изложением событий в хронологической последовательности. Так, сначала герой рассказывает о нормальном укладе жизни (идет развитие сюжета), потом — о каком-то событии, его нарушившем (кульминация), и в заключение — о том, как ситуация разрешилась и жизнь вошла в нормальное русло (развязка).

Выстроив сюжет начерно, посмотрите внимательно — не повторился ли где ваш собеседник. Если да, то повторяющиеся фрагменты придется изъять, как бы они ни были дороги герою интервью.

Проверить факты, статистические данные, убрать логические несоответствия

Герой интервью может ошибиться — например, употребить неправильную дату или название, термин. Поэтому во время работы над текстом вам придется вооружиться соответствующими словарями и энциклопедиями (или хотя бы Интернетом) и все эти нюансы тщательно проверить. Также необходимо убедиться в точности передачи имен и фамилий, статистических данных, которые приводит интервьюируемый.

Иногда встречаются логические несоответствия — герой интервью сам себе противоречит. Если вы не заметили этого промаха во время беседы, не поленитесь еще раз связаться с интервьюируемым, дабы прояснить, что именно он имел в виду.

Конечно, если такой возможности нет, лучше оставить подобные фрагменты без изменений — додумывать и дописывать можно только тогда, когда человек вам это разрешил.

Отредактировать речь героя интервью

Это необходимо сделать, даже если он доктор филологических наук, ведь вольности, допустимые в устной речи, совершенно неуместны в письменной.

На что обращать внимание? На незаконченные фразы, недомолвки, отсутствие логической связи между предложениями, многословность, на слова-паразиты и междометия — словом, на все то, что затрудняет восприятие текста. Кроме того, его придется привести в соответствие с нормами русского языка.

Но производя эти манипуляции, постарайтесь сохранить присущие герою индивидуальные обороты речи — это придаст тексту живость и достоверность.

Разбить материал на части, придумать к ним названия. Озаглавить интервью, написать лид

Если вы провели содержательную беседу и набрали гору интересного материала, который просто жаль сокращать, есть смысл разбить его на логические части и озаглавить каждую из них. Это особенно актуально для публикации в электронных СМИ, ведь, просматривая страницу «по диагонали», читатель замечает только заголовки и подзаголовки и уже по ним ориентируется, стоит ли тратить время на текст.

Аналогичную задачу — привлечь читателя — решает и лид: ознакомившись с ним, человек определится, будут ли интересны ему темы, поднятые в интервью.

Перейти к списку статей