СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Курс на интервью

5 апреля 2012


СЕТЕВОЙ КОПИРАЙТИНГ. Курс на интервью TextBroker

Приходилось ли вам иметь дело с интервью? Нет? Значит, все еще впереди — рано или поздно вы с ним соприкоснетесь. И не надейтесь, что этого удастся избежать, потому что это-де жанр не сетевой, — интервью давно уже перекочевало со страниц печатных изданий на веб-страницы интернетных ресурсов. Так что будем учиться его писать — не отвертитесь.

В классической интерпретации словосочетание «брать интервью» означает забрасывание человека вопросами с целью получить на них развернутые ответы. Однако в сегодняшних реалиях работа над интервью может потребовать и других действий.

О чем почти не говорят гуру журналистики? О том, что интервью сейчас – это один из видов PR-текстов; что главная его цель зачастую — скрытая (или явная) реклама, а вовсе не интересы читателя; что иногда интервью приходится брать фактически у самого себя, придумывая не только вопросы, но и ответы…

Но давайте обо всех этих нюансах по порядку.

Цель интервью

Зачем этот текст нужен — вот первый вопрос, который должен стоять перед вами как перед будущим автором интервью. А потом следует разобраться и со вторым: кто в нем больше заинтересован — вы или человек, который будет отвечать на ваши вопросы.

От этих предпосылок зависит многое — тематика интервью, стиль и формат общения…

Ведь если интервью отвечает интересам клиента, можно ожидать, что он будет снисходительным к вашим просьбам: вам понадобится что-то уточнить — человек сделает это, вы попросите дополнительную информацию — он с удовольствием ее предоставит…

Совсем другое дело, если это интервью нужно вам и на начальном этапе будущий собеседник даже не подозревает, что вы хотите подкатить к нему с каверзными вопросами. Если вы планируете взять интервью у известного блогера, политика, бизнес- или шоумена (нужное подчеркнуть), которому и без вашей публикации известности хватает, придется мириться с тем, что требования будут выдвигать уже вам. Да и над вопросами доведется хорошенько подумать, ведь они должны «выжать» из человека изречения, интересные вашим читателям, а не односложные ответы «да», «нет».

И самое главное: вы сами должны очень четко понимать, для чего работаете — чтобы получить деньги за PR-статью (хотя бы и в формате интервью) или чтобы предоставить посетителям интернет-ресурса полезный для размышления материал.

Специфика интервью в современных условиях

Традиционное интервью состоит из ряда ответов и вопросов. Вы спрашиваете — интервьюируемый отвечает… И так, пока не устанете.

Но традиции в современном мире — вещь весьма призрачная. Конечно, замечательно, если человек согласится побеседовать — либо непосредственно, либо по ICQ или Skype. Однако будьте готовы и к тому, что герой вашего будущего интервью очень занят и выкроить полчаса для беседы с вами просто не сможет. Тогда придется посылать ему вопросы по электронной почте или факсу и терпеливо ждать, пока он соблаговолит их рассмотреть.

Еще одна ситуация: человек отвечает, но очень кратко, не растекаясь мыслию по древу. Ответы однословные, максимум — состоящие из одного предложения. На интервью это явно не тянет, так что его вам фактически придется писать самому: изучать информацию о человеке, собирать его высказывания и уже на их основании лепить связный текст ответов. Разумеется, потом все это нужно будет согласовать с объектом интервью, но таковы условия игры — ничего не попишешь.

Еще один не освещенный в учебниках вариант: вам предлагают готовый текст, надиктованный (или написанный) неким лицом, и просят переделать его в интервью. Тут уж вам необходимо будет выступить в роли редактора: не только составить вопросы, привязанные к исходному материалу, но и придать предложениям в ответах разговорный оттенок, оживить их разговорными конструкциями (но в меру, в меру!).

Словом, никто не знает, с чем вам доведется столкнуться на этот раз — дело может обернуться как угодно. (Но не бойтесь — в следующих уроках раздела «Сетевой копирайтинг» мы постараемся подготовить вас ко всем неожиданностям.)

А теперь приведем план работы над интервью, чтобы вы поняли, что вам предстоит.

1. Выбираем объект интервью (обсуждаем с заказчиком условия, если нам интервью заказали).

2. Определяем цель написания материала.

3. Составляем вопросы (как именно — расскажем на следующем уроке).

4. Получаем на них ответы.

5. Обрабатываем полученный материал.

6. Отправляем готовый вариант интервью на согласование (не делаем этого, только если герой интервью сообщил, что полностью нам доверяет и перечитывать текст не будет).

7. Получаем добро на публикацию.

Перейти к списку статей