На прошлом уроке рубрики «Сетевой копирайтинг» речь шла об интервью и я пообещала научить вас составлять для него вопросы. Ну что же, приступим?
Помните, я советовала перед началом работы над текстом собрать как можно больше информации об интересующем вас человеке? Самое время пустить эти сведения в дело. А значит — садитесь и тщательно изучайте добытый материал, стараясь как можно четче представить себе нужного индивидуума.
Руку дам на отсечение, что уже на этом этапе пара-тройка вопросов к собеседнику у вас появится. Отчего человек, проработавший 25 лет столяром-краснодеревщиком, решил вести блог о политике?.. Кто помог скромной учительнице стать звездой эстрады?.. Почему предприниматель, успешно занимающийся газетным бизнесом, решил финансировать команду баскетболистов местного кулинарного техникума?..
Если же информация слишком официальная и не вызывает никаких эмоций, придется выудить интересные сведения из собеседника во время общения. Ведь не может же быть, чтобы в его жизни не случалось ярких событий!
Труднее всего брать интервью у человека, о котором вы не нашли почти никакой информации. Тут уж придется копать по-настоящему, начав с самых заурядных карьерных или семейных вопросов. И уже на основании ответов на них строить дальнейший разговор.
Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Допустим, биографию вы изучили и выделили моменты, на которых хотели бы остановиться детальнее. Хорошо. Теперь надо подумать о том, как нужного человека к ним подвести.
Почему не следует сразу же задавать вопрос, который интересует вас сильнее всего? Ну хотя бы потому, что после ответа на него вам больше неинтересно будет брать интервью. Да и читатели разочаруются, если после такого резвого старта ничего более пикантного не воспоследует.
А потому никакого нахрапа и никакой сумбурности. Вам придется продумать четкую концепцию этого материала.
Помните о том, что интервью — не набор вопросов и ответов, а связный текст. И потому оно должно развиваться по классическим правилам: вступление — кульминация — заключение.
Роль вступления сыграют «разогревающие» вопросы. В большинстве случаев они более-менее традиционны: о работе, текущей деятельности, планах на будущее. Можно вплести сюда вопросы о семье и увлечениях — но только если они непосредственно связаны с темой интервью.
Далее последует серия «ударных» вопросов, которые придадут вашему тексту изюминку. Именно ответы на них должны заинтересовать аудиторию, произвести на нее нужное впечатление.
Ну и, разумеется, нельзя обрывать интервью на самом интересном. После основных вопросов задайте второстепенные, провоцируя ответы, которые покажут человека с другого ракурса, усилят впечатление и подведут читателя к определенному выводу.
К чему это мы? К тому, что, как бы банально это ни звучало, у вашего интервью должен быть план…
Больше вопросов хороших и разных?
Как вы уже поняли, вопросы нужно подбирать с таким расчетом, чтобы ответы на них составляли неразрывное целое. Конечно, это идеал, к которому нужно стремиться. На практике же не всегда удается получить «запланированный» ответ — собеседник рассказывает совсем не о том, о чем вам хочется узнать, приводит много ненужных деталей и фактов… Тут вам придется наводящими замечаниями возвращать беседу в нужное русло.
Но даже с расчетом на это не следует готовить как можно больше самых разноплановых вопросов — только по теме. И помните о том, что десятка их для стандартного интервью вполне достаточно.
Классические темы для вопросов:
— профессиональная деятельность;
— общество (политика, события и т. д.);
— семья, личная жизнь, отношения с окружающими;
— хобби, увлечения, отдых.
Упор на практику!
Это была стратегия интервью, а теперь перейдем к тактике.
1. Избегайте вопросов, провоцирующих односложные ответы «да» или «нет». Ведь у вас не анкета, не так ли?
2. Вопросы должны предполагать четкий (хотя и развернутый) ответ. Пусть 6 вопросов Киплинга (как? почему? кто? что? когда? где?) будут вам помощниками.
3. Не затягивайте вопросы. Постарайтесь уложиться в одно-два предложения.
4. И, наконец, — не забывайте о корректности!