Цепочка «заказчик - копирайтер». О пользе диалога

24 апреля 2008


Цепочка «заказчик - копирайтер». О пользе диалога TextBroker

В дипломатических кругах умеют общаться эффективно. Общаться, добиваясь решений, в равной степени выгодных для обеих сторон. Здесь знают, что единственный способ получить результат, который устроит всех — переговоры. Разумный диалог.

Эта истина из ряда очевидных. Однако практика показывает, что вести диалог большинство из нас не хочет, даже во имя лучшего результата, даже ради того, чтобы получить текст, к которому не будет никаких нареканий. Спрашивается, почему?

На бирже мы работаем в меру анонимно и в меру напряжённо. В таких условиях матёрые копирайтеры имеют возможность выкладываться по максимуму, что называется, «показать класс». Но между заказчиком и копирайтером то и дело возникают досадные недопонимания, которые повисают в воздухе немыми вопросами, коим суждено остаться без ответа. Почему мне поставили невысокую оценку? Если заказчик недоволен, почему он не прислал мне статью на корректировку? Что на самом деле от меня требовалось?

Казалось бы, надо развивать диалог, находить понимание, совершенствовать текст. Ан нет… И, как мы знаем, в момент принятия статьи всякое общение между заказчиком и автором обрывается.

Между тем, система TextBroker построена довольно грамотно. В ней предусмотрены все возможности для двусторонней коммуникации. Комментировать материал может и автор, и заказчик. Недавно добавлена возможность комментировать оценку. Но большинство заказчиков, как прежде, молчит.

Для практикующего журналиста ситуация противоестественная, ведь любой публицистический и рекламный текст должен пройти этап корректировки и окончательного адаптирования к интересам заказчика. Невзможно без примерки сшить на заказ хорошие башмаки.

Хочу обратиться к коллегам, которые уже затрагивали вопрос описаний в этом блоге… описание статьи в одну-две строчки — не описание вовсе. Это намёк. Впрочем, даже очень пространный инструктаж порой не даёт нам самой важной информации о будущем тексте. Но об этом в блоге уже говорилось не раз.

Маленький процент возврата статей на корректировку — это не показатель качества работы копирайтера. Скорее, это показатель слабой активности и слабой заинтересованности заказчиков. Мне статьи возвращались на корректировку всего дважды. В первом случае заказчик захотел статью размножить, во втором — удлинить.

Корректировка материалов должна стать нормальной практикой в системе. И, разумеется, заказчику следует чаще делиться с автором своими рассуждениями: почему поставил «Хорошо», почему «Удовлетворительно». Это, по меньшей мере, справедливо. И уж точно позволит копирайтерам создавать тексты, которые, как те башмаки, придутся вам в пору.