Гарантия оплаты, или Как распознать «кидалу»

19 января 2014


Гарантия оплаты, или Как распознать «кидалу» TextBroker

Уважаемые коллеги!

Тема, которую я возжелал поднять сегодня, не нова. Проблема неоплаты существует столько же, сколько существует сам фриланс. «Кидают» всех — и опытных профессионалов, и новичков. Последние страдают чаще, поскольку не имеют ни опыта фильтрации клиентов, ни профессионального чутья.

Меня часто спрашивают: существует ли универсальный метод, при помощи которого можно распознать любого кидалу?

Отвечу прямо — такого метода не было, нет и в принципе не может быть. Почему? Да потому, что человек может стать кидалой в определенных обстоятельствах: любой может заболеть, остаться без интернета, умереть, в конце концов. А может просто попасть в безвыходную ситуацию – разориться, наделать долгов, стать в свою очередь жертвой мошенников…

И все-таки, как распознать потенциального неплательщика? Существует несколько разновидностей «кидал». Для начала классифицируем их.

Категории неплательщиков

Категория первая — жертвы обстоятельств.

Эти, по моему мнению, представляют наибольшую опасность, поскольку могут вполне аккуратно и вовремя оплачивать тексты годами. Но при определенных обстоятельствах могут просто уйти в глухой оффлайн.

Обезопасить себя от таких случаев нереально, возможно лишь минимизировать риски, договорившись на постатейную оплату.

Категория вторая — неудачники.

Как правило, это люди, которым патологически не везет, и виноваты в этом они сами. Обычное дело, когда студия или отдельный вебмастер стабильно тянут с оплатой, потому что «мне самому пока не заплатили». А затем в один прекрасный момент заявляют, что далее работать в данной сфере не собираются и прекращают всякие отношения с исполнителями. Или не заявляют ничего, а просто уходят в тень.

Рецепт против этой категории есть, и это — щепетильность. Избегайте сотрудничества с неудачниками, дабы самим не стать неудачником.

Категория третья — идейные.

Эти предпочитают рубить с плеча, прекращая любое общение, если текст им не подходит. В лучшем случае вместо правок исполнителю приходит сообщение типа «сори, но Ваши тексты нас не устраивают». После чего остается лишь звонить в рельсу, ибо ваши проблемы интересуют их меньше всего.

Чтобы обезопасить себя от такого рода проблем, оговаривайте заранее возможность редактуры и правки текстов, и напоминайте об этом в случае категоричности клиента.

Категория четвертая — застенчивые.

Этим просто неудобно присылать замечания, но и принять текст в первоначальном виде они никак не могут. В результате заказ «висит» без шансов на скорую реализацию, ожидая, пока стеснительный заказчик соберется с духом.

Здесь, как и в предыдущем случае, поможет заблаговременное предупреждение о Вашем лояльном отношении к правкам.

Категория пятая — подневольные, или «я ничего не решаю».

Как правило, это служащие крупных компаний, прослойка между сторонними исполнителями и высоким (вечно занятым) начальством. Одна из самых сложных категорий заказчиков. Ведь после клерка Ваш текст может не понравиться зав. отделом, креативному директору, замдиректора, гендиру… Каждый новый начальник будет вносить свои замечания, иногда вполне маразматичные, и пока мнение каждого не будет учтено – нечего и думать о получении денег.

Рецепта в данном случае нет. Есть лишь возможность существенно повысить ценник, компенсируя таким образом свое потраченное время, силы и нервы. Хотя, поскольку проблемы быков Юпитера волнуют мало, денег за честно сделанную работу можно так и не получить.

Ну вот, с мотивами неоплаты наших текстов мы разобрались. А теперь поговорим о том, как вычислить потенциального неплательщика.

Как распознать кидалу

Итак, к Вам обратился новый заказчик. Перед тем, как тратить время на выполнение заказа, стоит провести небольшое расследование и определить, не кидала ли он. Каждый, кто занимается бизнесом в Сети, оставляет там следы. Эти следы – отзывы коллег и исполнителей, стороннее мнение и результаты сделок, индексируются поисковиками, и их очень легко найти, было бы желание.

Способов распознать потенциального кидалу несколько.

Навести справки.

Этот способ – наиболее медленный, но и самый верный. Обратитесь к коллегам, не знает ли кто человека, заказавшего у Вас текст. Как правило заказчики ходят по кругу, и может статься, что кто-нибудь из коллег уже имел с ним дело.

Проверка данных в поисковиках.

Забейте номер ICQ или учетную запись Skype в Google и проанализируйте полученные результаты. Часто таким образом можно убедиться в порядочности нового клиента, или напротив, в его непорядочности.

Кстати, если поисковые системы смущенно развели руками, это должно насторожить: часто натуральные кидалы специально регистрируют новые месседжеры с тем, чтобы выйти на очередное «дело».

Проверка BL в Webmoney.

Это один из верных способов убедиться в порядочности заказчика. BL от 300 будет означать, что с этим человеком можно работать без опасения быть кинутым. Ну а если BL менее 50, вероятность неоплаты текста существенно возрастает.

Поиск по форумам и биржам.

Поиск по учетным записям месседжеров на ведущих русскоязычных отраслевых форумах и биржах фриланса может помочь составить мнение о потенциальном работодателе. Порой оказывается, что человек, позиционирующий себя как добросовестный заказчик, на деле является непорядочным и необязательным.

Вот, собственно, и все на сегодня. Надеюсь, что данная информация поможет уважаемым коллегам избежать неприятных ситуаций и существенно облегчит работу с новыми заказчиками.

И, не кривя душой, сообщу главное: самым лучшим способом избежать проблем с оплатой является предоплата. Или работа через Текстброкер, лучшее бюро копирайтинга на всем русскоязычном пространстве.