- Дайте мне, пожалуйста, фруктов?
- Вам каких?
- Не знаю, чтобы вкусные были и полезные...
- Возьмите зеленые яблочки.
- Да вы что, с ума сошли? У меня же на них аллергия, и вообще я зеленый цвет на дух не переношу. Сами ешьте эту кислятину. Дайте мне жалобную книгу!
Странная ситуация? Возможно. Только вот, получая ТЗ от некоторых заказчиков, чувствуешь себя в роли продавца этих злосчастных фруктов. Понравятся ли зеленые яблочки? Подойдут ли именно яблочки? Устроит ли цвет? Хватит ли одного килограмма? А то, может, и вовсе не фрукты нужны, а ягоды, к примеру. И продавец должен сам догадаться об этом - прочитать во взгляде, устремленном на прилавок, увидеть в бессознательном движении рук, чуть мимолетной, немного плотоядной улыбке, когда покупатель смотрит на фрукты определенного сорта, вида, размера, цвета. Продавцу, кстати, в этом плане проще - можно видеть, замечать, учитывать реакцию покупателя.
Как быть нам? Ведь ориентироваться мы можем исключительно на черные буквы на белом фоне. Иногда проскальзывают смайлики-скобочки, показывающие, доволен ли заказчик, шутит или гневаться изволит... Как нам угадывать желания желающих, мечты мечтающих, потребности... хм... заказчиков?
Можно спросить, скажете вы. И будете правы. Спросить можно... Если заказчик в сети. Если время есть. Если сразу возникли какие-то вопросы. А то смотришь - тема знакомая, более того - любимая. Начинаешь писать... хм, яблоки или все-таки мандарины предложить? Или фруктовый салатик забацать?
Собственно, к чему я тут вспомнила про фрукты-овощи? К тому, что правильно составленное ТЗ - половина успеха нашей работы. Не стесняйтесь, дорогие заказчики, рассказывать, что именно вам хочется получить. А то ведь на прилавке у нас можно найти не только яблоки-апельсинчики, но и Глаз Дракона, например...
- Дайте мне, пожалуйста, фруктов. Мандаринов абхазских. Два килограмма.
- Пожалуйста, держите.
- Ооо, это как раз то, что нужно. Спасибо, всего доброго, обязательно приду к вам еще!