Думаете, продажники только на то и годятся, чтобы заарканивать потребителей? Да, это их прямое назначение, но не кажется ли вам, что их возможности гораздо шире? Ведь слова, которые помогают уговаривать клиентов, можно использовать и в других целях: чтобы убедить упрямого ребенка, капризного старика, неуступчивого начальника или сослуживца… Правда, действовать придется в иной, чем обычно, ситуации, но разве кто-то запрещает применять наработанный навык творчески?
Посмотрите внимательнее на свою жизнь: она полна маленьких, но таких обидных неприятностей: «Немедленно почисть зубы!» — «Мам, я занята, не сейчас!», «Нельзя ли перенести мой отпуск на полторы недели?» — «А где вы были раньше? График отпусков уже утвердили! Теперь нельзя».
Знакомая ситуация? А ведь реплики ваших собеседников будут звучать гораздо приятнее, если применить приемы убеждения, позаимствованные из продающих текстов.
Представьте, что вам необходимо спровоцировать на нужное действие не собеседника, а читателя. Будете к нему обращаться так же? Ой ли! Вы подберете совсем другие слова и задействуете более эффективные средства, чем прямое приказание и подобострастная просьба. Так почему бы не внедрить эти средства и в живое общение?
Ведь можно сначала, как в продажнике, надавить на проблему («Помнишь, у тебя сегодня зуб болел? Там, наверное, дырка кариозная образовывается, надо будет к стоматологу идти…»), потом подсунуть обещание («А хочешь, чтобы зубы были крепкими и ставить пломбы не приходилось? 10 минут в день — и никаких дырок»), добить доказательствами («Миша постоянно так делает, и за год — ни одной дырки!») и дожать призывом к действию («Чисть зубы тщательно, не спеша!»).
Какое еще оружие из арсенала продающих текстов можно использовать?
1. Логические выкладки («Если чистить зубы каждый день, они будут здоровыми и белыми, и тогда ни к каким стоматологам ходить не придется»).
2. Эмоциональность («Ой какие у тебя зубы! Смотреть страшно. Вот почистим их — и они прямо сиять будут!»).
3. Специальные психологические уловки, например прием трех «да» («Доченька, ты хочешь, чтобы твои зубы не болели?» — «Да». — «А чтобы были белыми и красивыми?» — «Да». — «Тогда ты почистишь сегодня зубы, правда?» — «Да!») или же использование предложений без «не», с глаголами в повелительном наклонении («Передвиньте мой отпуск на 10-е число, пожалуйста»).
4. «Гипнотические» слова («твои зубы станут супербелыми и чрезвычайно крепкими») и «магические» числа («я на 100 % уверен, что шеф будет за»).
5. Шутки юмора, метафоры, сравнения и прочий нестандарт и креатив.
Выбор средства убеждения зависит от многих факторов — от самой ситуации, от особенностей собеседника (его возраста, характера и даже пола) и, разумеется, не ограничен этими приемами: при живом общении ваши возможности очень широки. Так, помимо слов, можно задействовать мимику и жесты, срежиссировать ситуацию (устроить среди детей соревнование на самые чистые зубы; предварительно задобрить начальство небольшим презентом и т. д.).
Однако согласитесь: если совместить их с «продающими» приемами убеждения, эффект будет гораздо больше. А потому — пользуйтесь. В самом деле, почему бы и нет?