САМОРАЗВИТИЕ. Не перекормите читателя сладким

5 мая 2013


САМОРАЗВИТИЕ. Не перекормите читателя сладким TextBroker

Как вы относитесь к шоколаду, уважаемые друзья? Подозреваю, среди нас найдется не так много людей, кого можно смело записать в «идейных противников всего шоколадного». Здесь абсолютно нечему удивляться — шоколад вполне заслуживает народной любви и обожания.

А теперь представьте ситуацию, когда вы ежедневно вынуждены питаться только шоколадом, запивая его сладким-сладким чаем. Представили? Не поверите, но уже через неделю вы возненавидите шоколад так, что он будет сниться вам в кошмарных снах! Вы будете буквально бредить самой обычной пищей, которую раньше совсем не ценили.

Простите меня за столь странное вступление, но именно это сравнение может наглядно продемонстрировать вам то, что происходит сегодня с текстами для сайтов. Итак, перед нами главная страница случайно выбранного сайта. Впрочем, это может быть и любая другая — можно с легкостью заменить «Главную» на страницы «О нас», «Цены», «Доставка» и так далее.

Давайте вспомним, что мы чаще всего встречаем на подобных страницах? Правильно, сплошные хвалебные оды и огромный список, состоящий из ста преимуществ. Надеюсь, вы не будете против, если я приведу несколько «золотых идиом» жанра:

• Динамично развивающаяся компания

• Низкие цены

• Быстрая доставка

• Большие скидки

• Дружный коллектив

• Внимательное отношение к клиенту

Это далеко не все, что обычно пишут в таких случаях, но, думаю, принцип вы поняли. Не буду спорить — так принято писать, даже более того: подобное в обязательном порядке требуют многие клиенты. Пусть стандартно, но «чтобы было не хуже, чем у других». Знакомо? Заказчиков, как и копирайтеров, вполне можно понять: поскольку есть спрос, предложение будет всегда.

Взгляд со стороны потребителя

А теперь давайте посмотрим на ситуацию со стороны обычного потребителя. Представьте, что везде, куда бы вы ни зашли, вас потчуют приторно сладкими, буквально шоколадными текстами. Все компании, судя по описаниям, имеют колоссальный опыт, никогда не ошибаются и готовы умереть за то, чтобы клиенту было хорошо. В голове у потребителя возникает вполне логичный вопрос: «Если все такие идеальные, то где же обычные компании и магазины, которые я встречаю в реальной жизни?» Предположим, что рано или поздно кто-то соблазнится посулами и все-таки рискнет испробовать «идеальный сервис». С огромной долей вероятности можно предположить, что обман очень быстро раскроется. Все компании не могут быть идеальными, да и, сказать по правде, никогда такими не были. Теперь у читателя уже есть опыт и он отлично знает: если обещают слишком много, то будь готов, что сделают мало.

Сказанное выше было бы не столь трагично, если бы не еще одно важное наблюдение: все чаще люди отказываются от приторного шоколада, интересуясь обычной пищей. Позвольте привести вам небольшой отрывок, который я хитрым образом скопировал с сайта одной из компаний.

«Некоторые пользователи не любят читать юридические документы, но на них следует обратить внимание. Наши условия использования составлены на понятном языке и содержат четкие сведения о наших правилах. Политика конфиденциальности прямо и открыто излагает правила, которые относятся к информации пользователей».

Как-то не слишком громко и торжественно, не находите? Открою вам тайну: отрывок взять с официальной страницы Google — одного из крупнейших игроков на рынке, умницы, миллиардера и зачинателя мировой моды «дружелюбного общения». Уверен, в штате компании немало людей, которые могли бы вознести до небес слог обращения, доказав значимость каждого слова. Нет, здесь нет ничего похожего. А как вам, скажем, обращение «Вы восхитительны!», которое появляется при скачивании браузера Google Chrome?..

Я не знаю, как вы относитесь к подобному, но миллионы людей любят Google именно за демократичность. Сегодня все больше крупных игроков понимают, что Интернет — слишком плотная и неформальная среда, чтобы пытаться закормить потребителя бесконечным шоколадом. В тренде дружелюбие, открытость и честный подход к текстам.

И волки сыты, и овцы целы

Допустим, вы поверили мне и признали, что мода на «динамично развивающиеся компании» давно канула в лету. Превосходно — но что делать дальше?! А дальше, друзья, перед вами открывается удивительный мир честного копирайтинга. Клиенты могут этого не замечать, но вы должны знать: запрос на неформальные тексты сегодня велик, но это ничто по сравнению с тем, что будет очень скоро. Мода на «как у всех» уже уходит, освобождая место честному и открытому диалогу с потребителем. Именно тот, кто сумеет плавно войти в эту нишу, будет иметь значительные преимущества в будущем.

Да, научиться писать «без официоза, но по-доброму» — не самая простая из задач. И все же это лучше, чем день ото дня штамповать однообразные слащавые тексты, которым не верите ни вы, ни ваши клиенты, ни, что самое обидное, потребители. Если вам будет интересно, в следующий раз мы начнем учиться писать так, чтобы и пожелания клиента соблюсти, и сделать текст максимально дружелюбным и простым.

До встречи, друзья!

Перейти к списку статей