Думаю, многим копирайтерам доводилось сталкиваться с клиентами, которые вроде бы и хотели получить в свое распоряжение много хороших текстов, но платить при этом не торопились. Я говорю о довольно известной и достаточно сомнительной схеме, предполагающей работу за часть прибыли. Обычно все выглядит примерно следующим образом:
Заказчик. — Здравствуйте, у вас отличные тексты, мне они очень нравятся, но, к сожалению, пока я не могу позволить себе покупать их у вас по рыночной цене.
Копирайтер. — Да, это прискорбно.
Заказчик. — А не хотели бы вы немного претерпеть нищету в настоящем, чтобы в будущем кушать трюфели, сидя в собственном Bentley?
Копирайтер. — Желаю больше подробностей!
Заказчик. — Я предлагаю вам наполнить мне сайт (альтернатива — регулярно писать статьи), а затем, когда проект раскрутится, и бешеная прибыль станет неизбежна, мы весь этот финансовый поток будем делить 50/50. Предложение весьма заманчивое, не находите?!
Копирайтер. — Знаете, мне нужно подумать.
Признаюсь, я позволил себе влезть в диалог и изменить стандартную концовку. К сожалению, есть еще среди нас копирайтеры, которые, будучи ослепленными яркими перспективами, сходу соглашаются на подобные предложения. А вот этого как раз делать не стоит ни в коем случае. Взятие паузы для размышления — нормальная реакция на неожиданные предложения. И пока эта пауза будет длиться, я позволю себе высказать пять аргументов против того, чтобы вообще участвовать в подобных затеях.
5 аргументов против работы за будущую прибыль
Отсутствие денег у заказчика — это «звоночек». Когда планируется старт проекта, обычно заранее составляется смета будущих расходов. Отсутствие минимального бизнес-плана само по себе является показателем непрофессионализма, если же у вебмастера еще и нет денег на первоначальные расходы, то все более чем подозрительно.
На чем основана уверенность заказчика в том, что «проект стрельнет»? На собственном положительном опыте? А если опыт есть, то где явные доказательства успешности — заработанные деньги? Или же все слова о будущем прорыве и триумфе — не более чем попытка выдать желаемое за действительное? Слишком много вопросов, на которые нет ответов.
Легко полученное не ценится. Если говорить откровенно, то заказчику глубоко плевать на труды копирайтера. Как бы ни пыжился автор, сколько бы ночей подряд ни писал он проникновенные материалы, взятые прямиком из сердца, второму участнику сделки все это малоинтересно. Он уже получил бесплатную рабочую силу, околдованную будущими перспективами. Повезет, начнет проект приносить какую-то прибыль, тогда, быть может, заказчик чем-то с райтером и поделится. Надоест проект, спадет пыл — тоже не страшно, со своей стороны сил-то особых не вложено. Беспроигрышное дельце!
Неразборчивость при выборе копирайтера. Как правило, на подобные авантюры соглашаются неопытные и слабые копирайтеры, поскольку более опытные и сильные коллеги предпочитают журавлю — синицу в руках. Зачем преуспевающему автору соглашаться на какие-то сомнительные условия, если уже сегодня его труд вполне востребован и хорошо оплачивается?
А теперь давайте взглянем на эту же проблему глазами клиента, уверенного в том, что его проект обязательно ждет успех. Будет ли человек ставить под сомнение будущие победы, выбирая неопытных авторов? Как мне кажется, он лучше возьмет кредит или продаст почку, но все-таки сразу наймет толкового автора с достаточной мотивацией за «живые» деньги.
Вот и выходит, что проекты без первоначальной оплаты — это неуверенный и слабый в практике заказчик с одной стороны, и невостребованный копирайтер — с другой. Купили бы вы акции такого стартапа? Вот и я бы не купил.
Деформация моральных принципов заказчика. Вы часто просите людей сделать для вас что-то бесплатно? Вам тоже стыдно? Поздравляю, вы вполне адекватный человек с четким пониманием того, что любой труд должен быть оплачен. Вы цените чужие усилия и не готовы даже на время становиться рабовладельцем.
А вот у человека, который опутывает людей обещанием будущих благ, но не дает сегодня ни копейки, иное видение мира. Для него люди — марионетки, которыми можно манипулировать ради собственного блага. Важно — получить свое, а уж что там получат (и получат ли вообще) другие — вторично. Лично я бы остерегался работать с такими Homo Sapiens.
Отсутствие четких гарантий. Увы, но ничто не помешает клиенту в любое время отказаться от своих обещаний. Я ни разу не слышал, чтобы при подобных договоренностях заключались какие-то официальные соглашения с обязательствами сторон и прочей нотариальной магией. Обычно идет стандартный обмен любезностями, заказчик клянется любыми клятвами и дает свои контакты. Редко — происходит встреча в «офлайне». Все.
Когда по каким-либо причинам услуги копирайтера будут не нужны, от него можно будет походя отряхнуться и пойти дальше. Ничего бедный автор доказать не сможет, никаких денег он не получит. C'est la vie. Историй с таким сюжетом полно, достаточно почитать форумы, блоги и многочисленные «крики души» в профессиональных сообществах.
Если вам интересно мое личное мнение, то игра явно не стоит свеч. Слишком уж высоки риски того, что копирайтер станет заложником собственного воображения и веры в чужие слова. Интернет — это та среда, где не стоит слишком доверяться обещаниям случайных людей. Старая добрая оплата по факту — вот что не подведет никогда. А красивые прожекты… Нет, пожалуй, лучше не стоит и начинать.
До новых встреч, коллеги!