Базовый подход
Тексты про услуги фотографа или фотостудии — это довольно редкий пример того, как услуга встречается с товаром. С одной стороны, вы всё ещё продаёте то, что нельзя никак примерить кроме как на себя (фотографии), с другой стороны — есть видимый результат в виде портфолио прошлых съёмок. Надо отталкиваться от лучших методов описания и товара, и услуги.
Для начала нужно понять, кто ваш фотограф на рынке. Условно, нас интересуют три категории — те, из-за кого «сломался завод по сжиганию фотографов», то есть люди, купившие фотоаппарат и рекламу. Для них лучше вообще не писать.
Вторые — это качественные товарищи в середине рынка, у которых нет яркой дифференциации. Третьи — это «топы» по региону, либо профессионалы, которые специализируются на чём-то одном. И делают это так, что все остальные нервно курят в сторонке. В случае наличия такой специализации стоит бить только в неё, и повторять это в каждом сообщении, в каждом абзаце.
Специализация может быть любой уникальной. Самые эмоциональные портреты, доступ к самой хорошей базе реквизита, самая спокойная и плавная организация, самый быстрый фотограф в галактике — и так далее. Я встречал даже вариант «снимаю только на чёрно-белую плёнку».
Самый сложный случай — это середина по рынку. Когда нельзя сказать, что человек лучший в чём-то, но и понятно, что он аутсайдер. Позиционирование может быть умным вроде: «Да, я номер два, но зато я сильнее стараюсь», «Фотографу с двадцатью хорошими свадьбами в портфолио нет желания круто снять двадцать первую, а мне есть», либо вообще: «Почти как у Васи, только в два раза дешевле». Но куда чаще позиционирования нет, потому что человек умеет фотографировать, а не продавать свои услуги. Поэтому он надеется на рекламу... и вас, что вы что-то ему подскажете, возможно. Давайте рассмотрим эту часть работы подробнее.
Продаём незримое
Продаёт, конечно же, портфолио. Какой бы крутой текст вы ни написали, если в портфолио слабые кадры — естественно, никто никогда по трезвяку этого фотографа не закажет. Разве что от безысходности. Или потому что надо через 2 часа, а другой фотограф сломал ногу.
Ваш рекламный текст для фотостудии должен точно соответствовать портфолио. Если там сильные работы — смело рассказывайте про это. Можно говорить о том, как строился каждый кадр (процесс, какой реквизит понадобился, сколько света, почему это сложно и почему это круто для людей, почему это нельзя повторить самому или другой командой фотографов). Если работы чуть слабее для зрителя — например, реально безумно красивые композиционно, но непонятные обычному заказчику, то рассказывайте, что же в них хорошего. Можно чуть-чуть пообразовывать публику, текстом подчеркнуть редкость и ценность кадра. Но, главное, не врите и не давите. Нет ничего хуже явного расхождения упаковки и результата. Это как найти в магазине колбасу в премиум-упаковке за премиум-цену, а внутри обнаружить старую добрую собачатину шестого сорта.
Круче всего продают истории. Рассказывайте о том, какие были сложные и необычные съёмки, как работал фотограф, что происходило вокруг. Примеры таких историй — например, как один мой знакомый принёс на «Мосфильм» целый фотосет красотки и попросил найти нюанс. Оказалось, что у неё жестко сломан нос, но благодаря правильному свету, этого было вообще незаметно даже на портретах крупного плана. Ещё пример «бытовой» истории может быть про то, какие мелкие лайфхаки применяются для разных случаев. Одна из самых ярких детских историй в фотографии пару лет назад была завязана на то, что фотограф крепила телефон с мультфильмами чуть выше объектива. Дети, которые обычно прячутся и отворачиваются, делали совершенно открытые, милые и увлечённые лица, глядя в кадр.
Рассказывайте любые детали, которые сможете достать
Следующий обязательный момент — описать по шагам как пойдёт работа для конкретного читателя. Когда и как подъехать договориться, что будет на месте (полистать альбомы, посмотреть кадры до обработки и после), что потом, когда договор и деньги, когда постоплата, что именно в договоре, сколько кадров будет обработано, как пойдёт сама съёмка, что нужно от моделей, что поможет подготовиться, как будет вести себя фотограф с гостями, как он впишется в расписание и так далее. Такую информацию, как правило, снять куда проще, чем истории. Просто перечислите все эти вопросы выше в брифе в обычном случае.
Если оплата играет роль в позиционировании фотографа (то есть если он не имеет другой точки дифференциации), только тогда и только в этом случае имеет смысл хоть как-то подробно останавливаться на оборудовании. Дело в том, что оборудование часто служит обоснованием позиции «за что я плачу». Профессионал круто снимет хоть на Зенит-68Е, и вы будете плакать от счастья. Но в остальных случаях техника почему-то добавляет солидности. То же самое про команду: естественно, большая команда стоит дороже, и нужно обосновать цену.
Соцдоказательство
Ну и, наконец, надо добавить социальное доказательство. Лучше всего работают реальные отзывы со ссылками на фотоальбом или профиль ВКонтакте с диким количеством лайков. Если с отзывами совсем глушняк, можно попросить фотографа или фотостудию их собрать, но не просто так, а задавая вопросы. Указывающие на нашу точку дифференциации, например, если речь о крутой организации процесса — то надо задать человеку 3-4 разных вопроса про то, как всё прошло.
Хорошо привести стаж фотографа, количество съёмок, рассказать о его образовании. Объясните, кто и зачем обычно заказывает фотографии у него. Если речь о студийной съёмке, добавьте рассказ о студии в том же ключе: для чего и для кого она хороша, что в ней особенного, что можно сделать, покажите примеры портфолио, использующие возможности студии.
Результат и техническая часть
Чётко опишите, кому и зачем стоит обращаться к этому человеку. Конкретно ещё раз словами о том, в каком стиле он работает, что получится точно хорошо. Потом переходите к технической части — за какое время бронировать съёмку, куда подъехать с вопросами, что нужно готовить, как точно посчитать цену (или назовите среднюю за разные варианты услуг).
Здесь у человека останется куча вопросов. Самое время «переводить стрелки» на страницы конкретных услуг, более глубокие слои портфолио — или же сразу на телефон фотографа.
Отличия в B2B
Если же речь о фотографе для бизнеса, то на первый план выходит предсказуемость (одинаковость и монотонность) результата, чётко выработанный стиль и вопросы логистики. В идеале компания хочет знать, что результат будет вот точно такой же, как в этих пяти последних съёмках (только не надо говорить об этом прямым текстом). Что фотограф приедет когда надо, сам сделает то-то и то-то, а на выходе с минимальным геморроем для менеджера выдаст результат. Упомяните, какие финансовые гарантии есть в договоре, как устроена работа с заказчиком на площадке (можно ли смотреть кадры в реальном времени), опыт работы с другими компаниями. Приложите благодарственные письма и фотографии журналов или рекламных материалов (готового результата).
Автор: Сергей Абдульманов
Заказать текст о фотостудии у наших копирайтеров вы можете здесь.