Коллеги-копирайтеры, сегодняшней публикацией я открываю серию статей «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ», в которой буду делиться собственными наработками в этой области и тем, что позаимствовала у других. Сразу скажу, что речь пойдёт о серьёзных текстах, соответствующих высшим уровням компетенции Бюро «ТекстБрокер», а не о SEO-статейках, которые можно состряпать на коленке за часок-другой.
Специально не буду привязываться к конкретному виду и жанру, хотя понятно, что речь пойдёт не о художественной литературе или поэзии. Мы же копирайтеры: сфера наших интересов — прикладные тексты, преследующие определённые цели и решающие конкретные задачи.
С этого и начнём.
Постановка целей и задач
Цель у текста обычно одна, а вот задач, которые нужно решить для её достижения, как правило несколько. Хотя бывают и исключения.
Для начала определимся с терминами:
- цель — результат, которого мы хотим добиться;
- задача — средство достижения цели путём решения проблемы, из-за которой цель ещё не достигнута;
- проблема — нежелательная ситуация, препятствующая достижению поставленной цели и устраняемая в процессе решения связанной с ней задачи.
Последовательность работы довольно проста. Надо чётко ответить на три вопроса:
- «чего я хочу?» (цель);
- «что мешает добиться этого?» (проблемы);
- «что сделать, чтобы устранить препятствия?» (задачи).
Возьмём для примера такой жанр как аналитическая статья.
Ставим цели
Аналитические тексты в большинстве случаев рассматривают в качестве проблемы некое явление, производят анализ его причин и формулируют пути решения этой проблемы. По сути своей, текст, который вы сейчас читаете — типичная аналитическая статья.
Явление, которое мы рассматриваем, — копирайтинг. Его проблемный аспект заключается в том, что создаваемые нами тексты зачастую неэффективны, работают хуже ожидаемого или не работают вовсе.
С помощью этого текста я хочу помочь своим читателям-коллегам-копирайтерам повысить эффективность создаваемых ими текстов.
Это моя цель.
Выявляем проблемы
Препятствий (проблем) множество:
- Смутное понимание темы.
- Плохое изучение материала.
- Нечёткая формулировка целей, проблем и задач.
- Отсутствие последовательного плана по достижению целей путём решения задач, поставленных для устранения рассматриваемых проблем.
- Плохое изучение материала.
- Незнание своей целевой аудитории:
- Не выявлены чёткие границы целевого сегмента.
- Не проработан портрет типичного представителя.
- Непонимание его интересов.
- Неосведомлённость о проблемах.
- Плохое владение лексикой целевой аудитории.
- Не выявлены чёткие границы целевого сегмента.
- Неубедительность текста.
- Нецепляющий заголовок.
- Непоследовательность в изложении материала.
- Слабое владение логикой.
- Недостаточность аргументации.
- Неубедительные примеры.
- Неточные аналогии.
- Отсутствие эмоциональной составляющей там, где она уместна и необходима.
- Нецепляющий заголовок.
- Плохое владение языком:
- Несоответствие языка текста его теме и жанру.
- Скудный словарный запас.
- Низкий уровень грамотности.
- Канцеляризмы.
- Сложные для восприятия конструкции.
- Избыток воды.
- Несоответствие языка текста его теме и жанру.
Это всё проблемы, которые я планирую преодолеть с помощью серии грядущих публикаций.
Формулируем задачи
Согласно вышеприведённому списку ставим себе задачи в форме глагола:
- Рассмотреть методы изучения темы.
- Классифицировать виды источников информации и принципы работы с ними.
- Изучить правила определения цели, выявления проблем и постановки задач.
- Продемонстрировать, как составляется план решения поставленных задач.
- Классифицировать виды источников информации и принципы работы с ними.
- Познакомить читателя с основными принципами изучения целевой аудитории:
- Перечислить параметры, по которым сегментируется ЦА.
- Рассказать, как составить «портрет читателя».
- Научить вникать в его интересы.
- Изложить методику выявления проблем ЦА.
- Поделиться принципами освоения лексики читателя.
- Перечислить параметры, по которым сегментируется ЦА.
- Проанализировать факторы, влияющие на убедительность текста:
- Рассекретить приёмы составления мощных заголовков.
- Разобрать методику последовательного изложения материала.
- Вникнуть в логику построения умозаключений.
- Сформулировать критерии оценки качества аргументов и доводов.
- Дать образцы убедительных и неубедительных примеров.
- Напомнить, что аналогия не доказательство, что её функция — помочь разобраться.
- Продемонстрировать неэффективность сухих, неэмоциональных текстов.
- Рассекретить приёмы составления мощных заголовков.
- Вбить в голову насущную необходимость овладения «великим и могучим»:
- Привить навык сохранения стилистической, жанровой и языковой цельности текста.
- Исследовать пути обогащения словарного запаса.
- Мотивировать на нелёгкий и кропотливый труд по освоению грамматики языка.
- Растолковать, почему канцелярский язык неприменим в прикладных текстах.
- Раскритиковать тех, кто считает, что сложные конструкции являются признаком качественного текста.
- Проинструктировать, как отжимать воду из нашего творения.
- Привить навык сохранения стилистической, жанровой и языковой цельности текста.
Подытожим
Как вы, наверное, уже догадались, приведённый пример формулирования целей, проблем и задач был не просто примером: изложенного плана мы будем придерживаться в цикле учебных статей «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ».
Небольшое пояснение: мы неслучайно пропустили пункт 1.1 (изучение темы) и сразу же приступили к пунктам 1.2 (цели, проблемы и задачи) и 1.3 (формулировка задач). Просто в работе над данным конкретным текстом не было необходимости обращаться к каким-либо дополнительным источникам.
Тем не менее, пункт 1.1 должен быть рассмотрен. Этим мы и займёмся в следующей статье цикла.