РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Генеральный план

12 ноября 2018


РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Генеральный план TextBroker

Коллеги-копирайтеры, сегодняшней публикацией я открываю серию статей «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ», в которой буду делиться собственными наработками в этой области и тем, что позаимствовала у других. Сразу скажу, что речь пойдёт о серьёзных текстах, соответствующих высшим уровням компетенции Бюро «ТекстБрокер», а не о SEO-статейках, которые можно состряпать на коленке за часок-другой.

Специально не буду привязываться к конкретному виду и жанру, хотя понятно, что речь пойдёт не о художественной литературе или поэзии. Мы же копирайтеры: сфера наших интересов — прикладные тексты, преследующие определённые цели и решающие конкретные задачи.

С этого и начнём.

Постановка целей и задач

Цель у текста обычно одна, а вот задач, которые нужно решить для её достижения, как правило несколько. Хотя бывают и исключения.

Для начала определимся с терминами:


  • цель — результат, которого мы хотим добиться;

  • задача — средство достижения цели путём решения проблемы, из-за которой цель ещё не достигнута;

  • проблема — нежелательная ситуация, препятствующая достижению поставленной цели и устраняемая в процессе решения связанной с ней задачи.

Последовательность работы довольно проста. Надо чётко ответить на три вопроса:


  • «чего я хочу?» (цель);

  • «что мешает добиться этого?» (проблемы);

  • «что сделать, чтобы устранить препятствия?» (задачи).

Возьмём для примера такой жанр как аналитическая статья.

Ставим цели

Аналитические тексты в большинстве случаев рассматривают в качестве проблемы некое явление, производят анализ его причин и формулируют пути решения этой проблемы. По сути своей, текст, который вы сейчас читаете — типичная аналитическая статья.

Явление, которое мы рассматриваем, — копирайтинг. Его проблемный аспект заключается в том, что создаваемые нами тексты зачастую неэффективны, работают хуже ожидаемого или не работают вовсе.

С помощью этого текста я хочу помочь своим читателям-коллегам-копирайтерам повысить эффективность создаваемых ими текстов.

Это моя цель.

Выявляем проблемы

Препятствий (проблем) множество:

  1. Смутное понимание темы.
    1. Плохое изучение материала.

    2. Нечёткая формулировка целей, проблем и задач.

    3. Отсутствие последовательного плана по достижению целей путём решения задач, поставленных для устранения рассматриваемых проблем.


  2. Незнание своей целевой аудитории:
    1. Не выявлены чёткие границы целевого сегмента.

    2. Не проработан портрет типичного представителя.

    3. Непонимание его интересов.

    4. Неосведомлённость о проблемах.

    5. Плохое владение лексикой целевой аудитории.


  3. Неубедительность текста.
    1. Нецепляющий заголовок.

    2. Непоследовательность в изложении материала.

    3. Слабое владение логикой.

    4. Недостаточность аргументации.

    5. Неубедительные примеры.

    6. Неточные аналогии.

    7. Отсутствие эмоциональной составляющей там, где она уместна и необходима.


  4. Плохое владение языком:
    1. Несоответствие языка текста его теме и жанру.

    2. Скудный словарный запас.

    3. Низкий уровень грамотности.

    4. Канцеляризмы.

    5. Сложные для восприятия конструкции.

    6. Избыток воды.

Это всё проблемы, которые я планирую преодолеть с помощью серии грядущих публикаций.

Формулируем задачи

Согласно вышеприведённому списку ставим себе задачи в форме глагола:

  1. Рассмотреть методы изучения темы.
    1. Классифицировать виды источников информации и принципы работы с ними.

    2. Изучить правила определения цели, выявления проблем и постановки задач.

    3. Продемонстрировать, как составляется план решения поставленных задач.


  2. Познакомить читателя с основными принципами изучения целевой аудитории:
    1. Перечислить параметры, по которым сегментируется ЦА.

    2. Рассказать, как составить «портрет читателя».

    3. Научить вникать в его интересы.

    4. Изложить методику выявления проблем ЦА.

    5. Поделиться принципами освоения лексики читателя.


  3. Проанализировать факторы, влияющие на убедительность текста:
    1. Рассекретить приёмы составления мощных заголовков.

    2. Разобрать методику последовательного изложения материала.

    3. Вникнуть в логику построения умозаключений.

    4. Сформулировать критерии оценки качества аргументов и доводов.

    5. Дать образцы убедительных и неубедительных примеров.

    6. Напомнить, что аналогия не доказательство, что её функция — помочь разобраться.

    7. Продемонстрировать неэффективность сухих, неэмоциональных текстов.


  4. Вбить в голову насущную необходимость овладения «великим и могучим»:
    1. Привить навык сохранения стилистической, жанровой и языковой цельности текста.

    2. Исследовать пути обогащения словарного запаса.

    3. Мотивировать на нелёгкий и кропотливый труд по освоению грамматики языка.

    4. Растолковать, почему канцелярский язык неприменим в прикладных текстах.

    5. Раскритиковать тех, кто считает, что сложные конструкции являются признаком качественного текста.

    6. Проинструктировать, как отжимать воду из нашего творения.


Небольшой спойлер: обратите внимание — ни в одном из 25 пунктов нашего плана ни разу не повторяется глагол, обозначающий задачу. Забегая вперёд, скажу, что это результат одного из упражнений, которые мы будем рассматривать в теме, посвящённой обогащению словарного запаса.

Подытожим

Как вы, наверное, уже догадались, приведённый пример формулирования целей, проблем и задач был не просто примером: изложенного плана мы будем придерживаться в цикле учебных статей «РАБОТА НАД ТЕКСТОМ».

Небольшое пояснение: мы неслучайно пропустили пункт 1.1 (изучение темы) и сразу же приступили к пунктам 1.2 (цели, проблемы и задачи) и 1.3 (формулировка задач). Просто в работе над данным конкретным текстом не было необходимости обращаться к каким-либо дополнительным источникам.

Тем не менее, пункт 1.1 должен быть рассмотрен. Этим мы и займёмся в следующей статье цикла.

Перейти к списку статей