Внимание! Внутрисистемный курс доллара — 50 рублей!

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Искусство построения умозаключений

8 мая 2020


РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Искусство построения умозаключений TextBroker

Коллеги, после долгого перерыва в публикациях серии РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, мы приступаем в важнейшей и довольно большой теме — логика.

На первый взгляд отношение этой науки к сфере нашей деятельности — копирайтингу — кажется довольно опосредованным. Но на самом деле это не так.

Что такое логика

Казалось бы, все мы знаем, что такое логика. Мы привыкли бросаться фразами типа: «Логично», — или наоборот: «Это не логично!» — «В этом есть своя логика», — «Здесь логики нет никакой!»

Для нас в этом смысле логика является синонимом убедительности и внутренней связности некоего высказывания или утверждения. И часто для нас логичное утверждение по умолчанию воспринимается как истинное. Хотя, на самом деле, это не всегда так — мы ещё поговорим об этом, когда будем рассматривать разницу между валидностью умозаключения и его истинностью.

Итак, что же такое логика? Строго говоря, это наука о мышлении. Но она изучает не физиологические или психологические его аспекты, не исторические или философские: предмет логики — законы мышления, обеспечивающие получение достоверного вторичного знания. Под вторичным знанием здесь подразумеваются сведения, полученные не в результате наблюдения, а выведенные в процессе умозаключений по определенным законам логики.

Ко вторичным знаниям такого типа относится существенная доля научных знаний. Например, никто из учёных не наблюдал Большого взрыва и не имеет возможности поставить соответствующий лабораторный эксперимент: знание о нём выведено посредством логической обработки данных, полученных опытным путём, ключевыми из которых явились наблюдаемое красное смещение и реликтовое излучение.

Иными словами, логика позволяет нам с определённой степенью достоверности судить о вещах, непосредственное наблюдение которых нам недоступно. К таким вещам могут относится не только факты и предметы, этот инструмент даёт нам возможность прогнозировать события, которые будут иметь место в будущем.

Особенно ярко это проявляется при разработке научных теорий: их авторы часто предсказывали открытие тех или иных явлений задолго до их экспериментального подтверждения. То же реликтовое излучение было предсказано Георгием Гамовым в 1948 году, а экспериментальное подтверждение это предсказание получило лишь спустя семнадцать лет.

Логика и копирайтинг

Инструмент логики, не только даёт нам возможность получать новые знания, но и, что для нас особенно важно, демонстрировать обоснованность тех или иных наших утверждений. Эта принудительная сила речей, которая была предметом исследования ещё древнегреческих философов, является одним из главных орудий копирайтера.

Для копирайтера нет ничего важнее, чем умение убеждать, и логика здесь занимает одно из ключевых мест наравне с эмоциональной составляющей текста.

Логика как дисциплина мышления

Изучение законов логики имеет ещё один весомый бонус: по ходу этого процесса человек приобретает навык мыслить продуктивно: вычленять главное и опускать второстепенное, выявлять закономерности и связи, строить безупречную аргументацию, делать скрытое очевидным и самое главное — он учится постигать суть вещей в той степени, насколько эта суть вообще может быть постигнута нашим разумом.

Я не претендую на изложение полного курса формальной, символической и диалектической логики – для наших с вами целей это был бы явный перебор, -- но некоторые понятия и приёмы, которые копирайтеру знать просто необходимо, мы обязательно рассмотрим.

До связи под сводами Мастерской, друзья. Будьте здоровы!

Перейти к списку статей