РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Заголовки. Ещё раз об инкубировании

1 октября 2019


РАБОТА НАД ТЕКСТОМ. Заголовки. Ещё раз об инкубировании TextBroker

Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы рассмотрим два важных принципа разработки заголовков, обозначенных в анонсирующей публикации по этой теме.

Без реверансов и экивоков — сразу к делу.

Разрабатываем заголовок после написания текста

Если в голову сходу взбрела гениальная идея, можно, конечно, поступить и наоборот, но даже в этом случае по окончании работы заголовок нужно подвергнуть ревизии. Уверена, что эта идея покажется вам уже не столь гениальной и вы отыщите вариант получше.

Дело в том, что до написания текста у нас в сознании имеется лишь общая канва, которая будет ещё тысячу раз пересматриваться и уточняться. В процессе работы возникнет куча интересных идей и неожиданных авторских находок, а возможно даже, мы сформулируем принципиально иной подход к теме.

Взглянув на наш «гениальный» заголовок с высоты наработанного багажа, мы найдём его довольно пресным, скучным и вообще не отражающим сути написанного текста.

Поэтому разрабатывать заголовок со старта — контрпродуктивный подход.

Берём паузу на инкубирование

Если у нас не горят совсем уж сроки, не стоит приступать к разработке заголовка сразу после завершения работы над текстом.

Вообще на тему инкубирования я уже писала, но в той статье об этом приёме говорилось применительно к разработке идеи продажника. Тем не менее сфера его применения гораздо шире и мы с успехом можем задействовать инкубирование в работе над заголовком.

В чём, собственно, суть приёма.

В отличие от компьютера наш мозг не просто сохраняет полученную информацию, но и определённым образом её обрабатывает: вычленяет интересное и важное, отсеивает скучное и второстепенное, устанавливает ассоциативные связи, проводит параллели, синтезирует и обобщает полученные сведения, кристаллизуя их в виде идей.

Эта обработка производится не в сам момент получения информации, а в течение некоторого последующего времени. И происходит она обычно в фоновом режиме.

Когда мы завершили текст и переключились на что-то другое, мозг не унимается и продолжает активно работать. В этом можно убедиться, вернувшись к тексту спустя часок-другой. Мы сразу обнаружим, что вот здесь и здесь можно выразить мысль намного точней, ясней и лаконичней, а некоторые предложения и даже абзацы лучше вообще переписать.

Есть несколько важных принципов, которые необходимо соблюдать при инкубировании.

Ставим задачу на генерацию идей

Наш мозг — удивительный инструмент, который заточен под принятие определённых задач и их решение. Он в любом случае будет анализировать полученную информацию, но если перед ним не ставить конкретных задач на генерацию идей, он просто сохранит её, так сказать, до востребования.

Если задача поставлена, приложен некий волевой вектор, то можно спокойно переключаться на другие дела — через некоторое время в нашем сознании, как пузыри воздуха из под воды, начнут всплывать высококачественные идеи. Причём безо всякого усилия с нашей стороны.

Не возвращаемся к тексту

Инкубирование предполагает полное переключение на другой вид деятельности. Это может быть отдых, работа по дому, просмотр фильмов, чтение книг — всё что угодно. Кроме текста, для которого нам нужно создать заголовок. К нему мы не возвращаемся, пока не пойдут «пузыри».

Фиксируем, фиксируем и ещё раз фиксируем

Если мы всё правильно сделали, идеи будут появляться быстро и в большом количестве. И они могут быть настолько оригинальными и яркими, что одна будет затмевать другую.

Начиная с этого момента перед нами стоит задача — успеть всё зафиксировать. Хотя бы кратко. Хотя бы намёком. Чтобы потом можно было вспомнить суть.

Для этой цели держите при себе блокнот с ручкой или смартфон, если вы умеете быстро набирать на экране. Иными словами, на всё время инкубирования вы должны обеспечить себя удобным инструментом для фиксации идей.

Потом дело станет лишь за выбором.

На сегодня всё. Следующая публикация серии будет посвящена такой теме как формулы заголовков.

С вами была Жанна Гель. До следующей связи в мире идей.

Перейти к списку статей